18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Новые залы сдадут в аренду состоятельным коллекционерам...

№46
Материал из газеты

...чтобы Музей Бойманса — ван Бенингена выставил все экспонаты в открытом хранении

Вконце 2018 года в Музее Бойманса — ван Бенингена появится Public Art Depot — открытое хранилище, дизайн которого разработало архитектурное бюро MVRDV. Городской совет Роттердама одобрил внедрение идеи еще в конце прошлого года. Кажется, это можно назвать беспрецедентным бизнес-решением — стремление музея заработать дополнительные средства, предоставляя частным коллекционерам возможность хранить и выставлять у себя предметы искусства.

Индивидуальные собиратели могут арендовать помещение для своих сокровищ по цене от €350 до €400 за кв. метр. За дополнительную плату музей упрощает процедуру получения кредита, предлагает регулярно отчитываться о состоянии предметов искусства, предоставляет и другие услуги по управлению разными видами коллекций. В свою очередь, посетители получают возможность осмотреть не только собрание музея, но и «новые частные залы» — если, конечно, владелец их временной начинки дает на это согласие.

Более 10% нового хранилища, или 1,6 тыс. кв. м, будет сдано в аренду. Сьярел Экс, директор передового роттердамского музея, уже сообщил о проекте более чем 60 известным европейским коллекционерам, и шесть из них решили поучаствовать в эксперименте. В настоящее время ведутся переговоры с таможней о возможности создания фрипорта.

Некоторые музейщики видят в этом проекте тенденцию к стиранию границ между некоммерческим и частным секторами международного арт-рынка. Адриан Эллис, глава AEA Consulting, отмечает: «Новая инициатива из Роттердама — это еще один пример размывания, происходящего в мире искусства сразу на нескольких этажах и во многих контекстах — там, где кураторские программы делают ставки на приоритеты интернациональных дилеров или же попросту ставят во главу угла своей деятельности коммерческие соображения состоятельных коллекционеров».

Хотя Эллис не видит проблемы в том, чтобы сдавать в аренду коллекционерам престижные музейные залы или брать деньги за хранение и другие консультационные услуги, «водить экскурсии по таким частным коллекциям в хранилище весьма проблематично», считает он.

Из необходимых на реализацию проекта €52,3 млн роттердамский социальный инвестиционный фонд Stichting De Verre Bergen выделил €20 млн. Оставшиеся средства планируют получить от продажи входных билетов, арендной платы и из местного бюджета, который должен обеспечить €2,5 млн, покрывающих годовые эксплуатационные расходы.

По словам Экса, будут приняты меры, чтобы избежать потенциального конфликта интересов. Пул коллекционеров, передающих свои собрания на временную экспозицию, должен быть утвержден работниками музея, которые обязуются хранить предметы искусства в идеальной сохранности в течение пяти лет.

«Для музея это прекрасная возможность убить одним выстрелом нескольких зайцев: обеспечить частное финансирование общественных инициатив, уменьшить расходы на содержание коллекции и привлечь к себе внимание частных коллекционеров, что может помочь увеличить размер пожертвований. Хранение предметов искусства — головная боль для многих коллекционеров, а других, более выгодных и разумных, предложений на рынке пока не видно», — считает брюссельский коллекционер Ален Серве.

По мнению Экса, активное сотрудничество с коллекционерами — не самое главное. Куда важнее возможность показать самой широкой аудитории то, как хранится культурное наследие. Посетители хранилища площадью 14 тыс. кв. м смогут «заглядывать через плечо реставраторам, наблюдать за их работой; там будут помещения для семинаров, лаборатории и сокровищница».

На крыше Музея Бойманса — ван Бенингена расположится кафе, а террасу украсит парк скульптур. Идея такого хранилища возникла после того, как регулярные складские помещения Роттердама оказались под угрозой затопления. Коллекция музея, насчитывающая 145 тыс. экспонатов, в том числе картины Рембрандта и Ван Гога, охватывает период от раннего Средневековья по наши дни.

Экс надеется, что предложенная им бизнес-схема вызовет дискуссии о том, как и почему музеи продолжают расширять коллекции, притом что основная часть экспонатов обычно убрана в запасники и широкой публике попросту недоступна. В государственных музеях места в постоянной экспозиции и даже на временных выставках удостаиваются лишь знаковые произведения. В том же Музее Бойманса — ван Бенингена сейчас показывается не более 8% всего собрания. Парижский Лувр выставляет на всеобщее обозрение 38 тыс. работ из своей обширной коллекции, доходящей до 460 тыс. экспонатов.
Прототипом Public Art Depot можно называть Шаулагер в Базеле, задуманный архитектурным бюро Herzog & de Meuron как «склад для открытого хранения современного искусства». Сьярел Экс возражает: Шаулагер, существующий с 2003 года, можно посетить только по предварительной записи, да и коллекция, хранимая в нем, гораздо меньше. «Роттердамский случай уникален тем, что впервые в мире собрание одного конкретного музея будет полностью открыто для публики», — резюмирует он.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+