Новые залы сдадут в аренду состоятельным коллекционерам...

№46, сентябрь 2016
№46
Материал из газеты

...чтобы Музей Бойманса — ван Бенингена выставил все экспонаты в открытом хранении

Визуализация интерьера Public Art Depot Музея Бойманса — ван Бенингена / MVRDV
Визуализация интерьера Public Art Depot Музея Бойманса — ван Бенингена / MVRDV

Вконце 2018 года в Музее Бойманса — ван Бенингена появится Public Art Depot — открытое хранилище, дизайн которого разработало архитектурное бюро MVRDV. Городской совет Роттердама одобрил внедрение идеи еще в конце прошлого года. Кажется, это можно назвать беспрецедентным бизнес-решением — стремление музея заработать дополнительные средства, предоставляя частным коллекционерам возможность хранить и выставлять у себя предметы искусства.

Индивидуальные собиратели могут арендовать помещение для своих сокровищ по цене от €350 до €400 за кв. метр. За дополнительную плату музей упрощает процедуру получения кредита, предлагает регулярно отчитываться о состоянии предметов искусства, предоставляет и другие услуги по управлению разными видами коллекций. В свою очередь, посетители получают возможность осмотреть не только собрание музея, но и «новые частные залы» — если, конечно, владелец их временной начинки дает на это согласие.

Более 10% нового хранилища, или 1,6 тыс. кв. м, будет сдано в аренду. Сьярел Экс, директор передового роттердамского музея, уже сообщил о проекте более чем 60 известным европейским коллекционерам, и шесть из них решили поучаствовать в эксперименте. В настоящее время ведутся переговоры с таможней о возможности создания фрипорта.

Некоторые музейщики видят в этом проекте тенденцию к стиранию границ между некоммерческим и частным секторами международного арт-рынка. Адриан Эллис, глава AEA Consulting, отмечает: «Новая инициатива из Роттердама — это еще один пример размывания, происходящего в мире искусства сразу на нескольких этажах и во многих контекстах — там, где кураторские программы делают ставки на приоритеты интернациональных дилеров или же попросту ставят во главу угла своей деятельности коммерческие соображения состоятельных коллекционеров».

Хотя Эллис не видит проблемы в том, чтобы сдавать в аренду коллекционерам престижные музейные залы или брать деньги за хранение и другие консультационные услуги, «водить экскурсии по таким частным коллекциям в хранилище весьма проблематично», считает он.

Из необходимых на реализацию проекта €52,3 млн роттердамский социальный инвестиционный фонд Stichting De Verre Bergen выделил €20 млн. Оставшиеся средства планируют получить от продажи входных билетов, арендной платы и из местного бюджета, который должен обеспечить €2,5 млн, покрывающих годовые эксплуатационные расходы.

По словам Экса, будут приняты меры, чтобы избежать потенциального конфликта интересов. Пул коллекционеров, передающих свои собрания на временную экспозицию, должен быть утвержден работниками музея, которые обязуются хранить предметы искусства в идеальной сохранности в течение пяти лет.

«Для музея это прекрасная возможность убить одним выстрелом нескольких зайцев: обеспечить частное финансирование общественных инициатив, уменьшить расходы на содержание коллекции и привлечь к себе внимание частных коллекционеров, что может помочь увеличить размер пожертвований. Хранение предметов искусства — головная боль для многих коллекционеров, а других, более выгодных и разумных, предложений на рынке пока не видно», — считает брюссельский коллекционер Ален Серве.

По мнению Экса, активное сотрудничество с коллекционерами — не самое главное. Куда важнее возможность показать самой широкой аудитории то, как хранится культурное наследие. Посетители хранилища площадью 14 тыс. кв. м смогут «заглядывать через плечо реставраторам, наблюдать за их работой; там будут помещения для семинаров, лаборатории и сокровищница».

На крыше Музея Бойманса — ван Бенингена расположится кафе, а террасу украсит парк скульптур. Идея такого хранилища возникла после того, как регулярные складские помещения Роттердама оказались под угрозой затопления. Коллекция музея, насчитывающая 145 тыс. экспонатов, в том числе картины Рембрандта и Ван Гога, охватывает период от раннего Средневековья по наши дни.

Экс надеется, что предложенная им бизнес-схема вызовет дискуссии о том, как и почему музеи продолжают расширять коллекции, притом что основная часть экспонатов обычно убрана в запасники и широкой публике попросту недоступна. В государственных музеях места в постоянной экспозиции и даже на временных выставках удостаиваются лишь знаковые произведения. В том же Музее Бойманса — ван Бенингена сейчас показывается не более 8% всего собрания. Парижский Лувр выставляет на всеобщее обозрение 38 тыс. работ из своей обширной коллекции, доходящей до 460 тыс. экспонатов.
Прототипом Public Art Depot можно называть Шаулагер в Базеле, задуманный архитектурным бюро Herzog & de Meuron как «склад для открытого хранения современного искусства». Сьярел Экс возражает: Шаулагер, существующий с 2003 года, можно посетить только по предварительной записи, да и коллекция, хранимая в нем, гораздо меньше. «Роттердамский случай уникален тем, что впервые в мире собрание одного конкретного музея будет полностью открыто для публики», — резюмирует он.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+