18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Апология железного человека

№45
Материал из газеты

Новый каталог королевского оружия и доспехов из Виндзорского замка готовился несколько десятилетий, но ожидание того стоило

Британская королевская коллекция оружия и доспехов, большая часть которой хранится в Виндзорском замке, невелика. Впрочем, скромное количество компенсируется великолепным качеством. Как писал в 1904 году исследователь сэр Ги Лейкинг в каталоге избранных предметов вооружения и рыцарских доспехов из Виндзора, «каждый экспонат [здесь]… выдержит самую строгую экспертизу».

Однако работа самого Лейкинга такой проверки не прошла бы. Кажущийся увесистым, каталог его сравнительно невелик для трудов такого рода и неполон: он содержит только то, что считал важным автор. Вот почему, несмотря на знаменитых владельцев и историю дома, эта коллекция по большей части остается неизвестной. Ученые знали об этом пробеле давно, и в 1980-е годы началась работа по его заполнению, результатом которой и стала только что вышедшая книга. Первоначально над каталогом работали ныне покойные Клод Блэр, хранитель художественного металла в Музее Виктории и Альберта (общая редакция), А.В.Б.Норман (разработчик структуры каталога; рыцарские доспехи, холодное оружие) и Говард Блэкмор (огнестрельное оружие), руководитель Оружейной палаты лондонского Тауэра. Смерть Нормана в 1998-м и Блэкмора в 1999-м нанесла по проекту двойной удар. К счастью, в 2000 году к нему подключился Йен Ивс, хранитель Королевской оружейной палаты (переименованная коллекция Тауэра). Как соавтор первого тома Ивс занялся дальнейшей доработкой и расширением каталога Нормана, написанием статей и введением в него новых элементов.

Даже не упоминая развернутые, продуманные и подробные тексты, можно смело утверждать: каталог Arms and Armour in the Collection of Her Majesty The Queen: European Armour (Оружие и рыцарские доспехи из коллекции ее величества королевы: европейское вооружение) издан роскошно.

Большое количество полностраничных иллюстраций в сочетании с изображением фрагментов и отдельных элементов оружия и доспехов говорит о любви авторов к предмету и уважению к читателям. В книге представлены одни из лучших образцов британского доспеха.

Еще одна характеристика, отличающая эту работу, — включение в текст новейших научных данных. Этим мы обязаны прежде всего аналитическому вкладу Алана Уильямса, занимающегося изучением старинных техник металлообработки. Его должность — королевский оружейник — представляет собой почти уникальное соединение функций хранителя и ученого-куратора.

Важно, что новый редактор сохранил структуру каталога Нормана, где описание декора предшествует всему остальному. Такой подход может удивить, поскольку это описание представлено отдельно от информации о предмете, его основных функциях и происхождении. Но, хотя в этом есть определенное неудобство, решение оставить неизменным стиль написанного большими учеными, дискуссии с которыми на эту тему теперь уже невозможны, достойно уважения.

Перипетии создания книги делают ее выход еще более впечатляющим. Я прекрасно знал о ее долгой истории, но все равно испытал сложные чувства, открыв пакет и увидев в нем «новую» работу корифея, покинувшего мир 20 лет назад. Помимо Нормана как главного составителя каталога, не меньшим сюрпризом оказалось пространное вступление, написанное Блэкмором, и участие в подготовке издания Блэра. Звучащие сегодня впервые слова трех великих ученых ХХ века бросают вызов времени и смерти.

В залах Виндзорского замка с доспехами Генриха VIII не покидает ощущение присутствия там самого короля. Он надевал их при жизни, и они защищали его, как бы являясь продолжением тела. После его смерти они превратились в свидетельство деяний и личности своего владельца. Книга действует на вас схожим образом. Она памятник своим авторам, живым и мертвым, порождающий тот же магический эффект, что и доспехи, описанные в ней с любовью и знанием.

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
4
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
5
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
6
Дрезден — место, где изобрели красоту
Иоганн Вольфганг фон Гёте писал, что столица Саксонии возродила в нем желание думать об искусстве. Если с гением сработало — сработает и с вами
03.05.2024
Дрезден — место, где изобрели красоту
7
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+