Церковь станет патриаршим древлехранилищем

Церковь Покрова в Филях. Фото: Inna_Zyu/flickr.com
Церковь Покрова в Филях.
Фото: Inna_Zyu/flickr.com

Церковь Спаса Нерукотворного, верхний храм знаменитой церкви Покрова в Филях, передается Музеем древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева в бессрочное и безвозмездное пользование РПЦ. Но не для регулярных богослужений, как выяснила TANR.

Оба храма, верхний и нижний, были возведены в 1690–1693 годах боярином Львом Кирилловичем Нарышкиным в его загородной усадьбе. Нижний, зимний, отошедший к Русской православной церкви в 2000-м, внутри не сохранился: в 1812-м французы устроили в нем конюшню. Но верхний, летний (по сей день филиал Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева), дошел до нас в первозданном, хоть и потрепанном виде. Сохранившийся снаружи и внутри, он не просто построен в стиле нарышкинского барокко — это важнейший стилеобразующий объект. В иконостасе есть иконы работы мастеров Посольского приказа Карпа Золотарева и Кирилла Уланова. Известно, что 400 червонцев пожаловал на украшение церкви племянник Льва Нарышкина Петр I, и царь же привез для нее в 1703 году цветные витражи.

В 2013-м церковь стала памятником федерального значения, а через год настоятель Борис Михайлов заявил, что музей не следит за ней. РПЦ обратилась в Росимущество с просьбой передать ей храм для богослужений. И теперь просьба удовлетворена.

Здание действительно в неудовлетворительном состоянии — с этим директор музея Михаил Миндлин не спорит. Назначенный на этот пост недавно, Миндлин едва ли ответственен за состояние храма, к тому же план по реставрации памятников такого уровня — прерогатива Министерства культуры. Апеллируя к плохому состоянию здания, музей предложил демонтировать элементы внутреннего убранства, провести полную реставрацию и лишь после нее, установив климат-контроль, передать здание РПЦ. Минкультуры с доводами музея не согласилось и храм передало.

Что будет дальше? Эксперт, к которому обратилась TANR, — один из крупнейших специалистов по древнерусской архитектуре, заместитель гендиректора Музеев Московского Кремля и заместитель председателя экспертного совета по церковному искусству Московской патриархии (МП) Андрей Баталов настаивает на том, что памятнику ничто не угрожает: «Есть мнение патриарха о том, что такие храмы, как церковь Покрова в Филях и Троицкая церковь в Никитниках (обе были переданы Московской патриархии, одна — из Музея имени Рублева, другая — из Государственного исторического музея), не должны быть приходскими. Они должны стать патриаршими древлехранилищами с особым, музейным статусом. Музей должен наблюдать за состоянием храмов, за иконостасом, определять режим богослужений. Как раз сейчас есть возможность создать форму совместного управления памятником музеем и патриархией, и надо это сделать. Того же мнения придерживается председатель Экспертного совета МП, древлехранитель Московской епархии протоиерей Леонид Калинин. Но замечу, что храм без богослужений мертв. Надо вернуть в него литургическую жизнь».

Итак, регулярные богослужения со всеми последствиями для памятника церкви не грозят. Баталов считает, что и сотрудники музея, подпадающие, по словам Миндлина, под сокращение, должны там остаться. Слухи же о катастрофическом состоянии здания, по его мнению, преувеличены. Да, церковь нуждается в реставрации — за счет государства или спонсоров, которых найдет патриархия. Что же касается предметов внутреннего убранства, то они входят в единый государственный музейный фонд. И именно музей должен будет определять, правильно ли их используют или нет.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+