Церковь станет патриаршим древлехранилищем

Церковь Покрова в Филях. Фото: Inna_Zyu/flickr.com
Церковь Покрова в Филях.
Фото: Inna_Zyu/flickr.com

Церковь Спаса Нерукотворного, верхний храм знаменитой церкви Покрова в Филях, передается Музеем древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева в бессрочное и безвозмездное пользование РПЦ. Но не для регулярных богослужений, как выяснила TANR.

Оба храма, верхний и нижний, были возведены в 1690–1693 годах боярином Львом Кирилловичем Нарышкиным в его загородной усадьбе. Нижний, зимний, отошедший к Русской православной церкви в 2000-м, внутри не сохранился: в 1812-м французы устроили в нем конюшню. Но верхний, летний (по сей день филиал Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева), дошел до нас в первозданном, хоть и потрепанном виде. Сохранившийся снаружи и внутри, он не просто построен в стиле нарышкинского барокко — это важнейший стилеобразующий объект. В иконостасе есть иконы работы мастеров Посольского приказа Карпа Золотарева и Кирилла Уланова. Известно, что 400 червонцев пожаловал на украшение церкви племянник Льва Нарышкина Петр I, и царь же привез для нее в 1703 году цветные витражи.

В 2013-м церковь стала памятником федерального значения, а через год настоятель Борис Михайлов заявил, что музей не следит за ней. РПЦ обратилась в Росимущество с просьбой передать ей храм для богослужений. И теперь просьба удовлетворена.

Здание действительно в неудовлетворительном состоянии — с этим директор музея Михаил Миндлин не спорит. Назначенный на этот пост недавно, Миндлин едва ли ответственен за состояние храма, к тому же план по реставрации памятников такого уровня — прерогатива Министерства культуры. Апеллируя к плохому состоянию здания, музей предложил демонтировать элементы внутреннего убранства, провести полную реставрацию и лишь после нее, установив климат-контроль, передать здание РПЦ. Минкультуры с доводами музея не согласилось и храм передало.

Что будет дальше? Эксперт, к которому обратилась TANR, — один из крупнейших специалистов по древнерусской архитектуре, заместитель гендиректора Музеев Московского Кремля и заместитель председателя экспертного совета по церковному искусству Московской патриархии (МП) Андрей Баталов настаивает на том, что памятнику ничто не угрожает: «Есть мнение патриарха о том, что такие храмы, как церковь Покрова в Филях и Троицкая церковь в Никитниках (обе были переданы Московской патриархии, одна — из Музея имени Рублева, другая — из Государственного исторического музея), не должны быть приходскими. Они должны стать патриаршими древлехранилищами с особым, музейным статусом. Музей должен наблюдать за состоянием храмов, за иконостасом, определять режим богослужений. Как раз сейчас есть возможность создать форму совместного управления памятником музеем и патриархией, и надо это сделать. Того же мнения придерживается председатель Экспертного совета МП, древлехранитель Московской епархии протоиерей Леонид Калинин. Но замечу, что храм без богослужений мертв. Надо вернуть в него литургическую жизнь».

Итак, регулярные богослужения со всеми последствиями для памятника церкви не грозят. Баталов считает, что и сотрудники музея, подпадающие, по словам Миндлина, под сокращение, должны там остаться. Слухи же о катастрофическом состоянии здания, по его мнению, преувеличены. Да, церковь нуждается в реставрации — за счет государства или спонсоров, которых найдет патриархия. Что же касается предметов внутреннего убранства, то они входят в единый государственный музейный фонд. И именно музей должен будет определять, правильно ли их используют или нет.

Самое читаемое:
1
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
2
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
3
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
4
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
Имя Генриха Шлимана окружено мифами почти так же плотно, как история города, поискам которого он посвятил всю жизнь. Его юбилей отмечают во всем мире
12.01.2023
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
7
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Концерн LVMH, привлекший к сотрудничеству над коллекцией для Louis Vuitton Яёи Кусаму, стилизовал магазины бренда под миры японской художницы
10.01.2023
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+