18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Бразильский ландшафтный волшебник

Подавляющее большинство тех, кто посетит Бразилию во время проведения Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро этим летом, ничего не слышали о Роберто Бурле Марксе (1909–1994) — разносторонне одаренном художнике, который создал четырехкилометровый мозаичный тротуар, тянущийся по променаду, вдоль которого высажены устойчивые к морскому бризу эндемичные пальмы.

Громадное влияние, которое Бурле Маркс оказал на ландшафтный дизайн, стало темой выставки в Еврейском музее в Нью-Йорке, благодаря которой многие из его достижений теперь получили более широкую известность.

Родителями Бурле Маркса были бразильянка франко-португальского происхождения Сесилия Бурле и Вильгельм Маркс — германо-еврейский иммигрант.

Роберто нашел свое призвание очень рано, во время семейного путешествия по Европе (1928–1930), в ходе которого он еще и учился живописи. Посетив ботанический сад в Берлине, он увидел знакомую бразильскую растительность в совершенно новом свете и осознал, что дикая тропическая флора с ее яркими цветами и многообразием растительных форм обладает огромным выразительным потенциалом.

По возвращении на родину он занялся коллекционированием эндемичных растений. Несмотря на отсутствие специального ботанического или садово-архитектурного образования, он начал сотрудничать с ведущим дизайнером-модернистом Бразилии Лусиу Костой, а начиная с 1932 года и с другими архитекторами, в том числе с великим Оскаром Нимейером, работая над интеграцией садового дизайна и архитектуры. Его особый дар заключался в умении использовать естественный ландшафт как полотно, на которое он накладывал широкие мазки цвета из растений одного и того же вида, в сочетании со способностью тонко видеть световые эффекты и отражающие свойства полос воды, создавая легко прочитываемые отсылки к кубизму, абстракции и народному искусству Бразилии.

Международное признание Бурле Марксу принес устроенный в 1938 году сад на крыше здания Министерства образования в Рио-де-Жанейро, а в 1949-м он создал поместье в 55 км к западу от Рио. Эту территорию (сегодня это национальный памятник «Ситиу Роберту Бурле Маркса») в 80 га он использовал как собственный сад, питомник, мастерскую и школу.
На выставке более 100 экспонатов, в том числе графика, живопись, керамика и текстиль. В следующем году она пройдет в берлинском выставочном зале Deutsche Bank (7 июля — 8 октября) и в Рио, где один из экспонатов можно видеть всегда.

Еврейский музей
Роберто Бурле Маркс. Бразильский модернист

До 18 сентября

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
3
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
Каждый из художников мог стать героем отдельного проекта, но в Третьяковке решили поразить зрителя мощным династическим аккордом. «Эпохалка» приурочена к датам: 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова
27.05.2024
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
4
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
5
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
Труд Дмитрия Антонова «Нимб и крест: как читать русские иконы» — иллюстрированная энциклопедия, разбирающая сюжеты отечественной иконописи до последней косточки последнего грешника в адском котле
24.05.2024
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Количество участников, широкая география проекта, насыщенная образовательная программа и новый подход к организации выставочного пространства — все это отличает ярмарку искусства 1703 в этом году
27.05.2024
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+