18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Бразильский ландшафтный волшебник

Подавляющее большинство тех, кто посетит Бразилию во время проведения Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро этим летом, ничего не слышали о Роберто Бурле Марксе (1909–1994) — разносторонне одаренном художнике, который создал четырехкилометровый мозаичный тротуар, тянущийся по променаду, вдоль которого высажены устойчивые к морскому бризу эндемичные пальмы.

Громадное влияние, которое Бурле Маркс оказал на ландшафтный дизайн, стало темой выставки в Еврейском музее в Нью-Йорке, благодаря которой многие из его достижений теперь получили более широкую известность.

Родителями Бурле Маркса были бразильянка франко-португальского происхождения Сесилия Бурле и Вильгельм Маркс — германо-еврейский иммигрант.

Роберто нашел свое призвание очень рано, во время семейного путешествия по Европе (1928–1930), в ходе которого он еще и учился живописи. Посетив ботанический сад в Берлине, он увидел знакомую бразильскую растительность в совершенно новом свете и осознал, что дикая тропическая флора с ее яркими цветами и многообразием растительных форм обладает огромным выразительным потенциалом.

По возвращении на родину он занялся коллекционированием эндемичных растений. Несмотря на отсутствие специального ботанического или садово-архитектурного образования, он начал сотрудничать с ведущим дизайнером-модернистом Бразилии Лусиу Костой, а начиная с 1932 года и с другими архитекторами, в том числе с великим Оскаром Нимейером, работая над интеграцией садового дизайна и архитектуры. Его особый дар заключался в умении использовать естественный ландшафт как полотно, на которое он накладывал широкие мазки цвета из растений одного и того же вида, в сочетании со способностью тонко видеть световые эффекты и отражающие свойства полос воды, создавая легко прочитываемые отсылки к кубизму, абстракции и народному искусству Бразилии.

Международное признание Бурле Марксу принес устроенный в 1938 году сад на крыше здания Министерства образования в Рио-де-Жанейро, а в 1949-м он создал поместье в 55 км к западу от Рио. Эту территорию (сегодня это национальный памятник «Ситиу Роберту Бурле Маркса») в 80 га он использовал как собственный сад, питомник, мастерскую и школу.
На выставке более 100 экспонатов, в том числе графика, живопись, керамика и текстиль. В следующем году она пройдет в берлинском выставочном зале Deutsche Bank (7 июля — 8 октября) и в Рио, где один из экспонатов можно видеть всегда.

Еврейский музей
Роберто Бурле Маркс. Бразильский модернист

До 18 сентября

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+