18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

99 эссе в духе Ролана Барта про работы Элсуорта Келли

№45
Материал из газеты

Первое посмертное исследование минимализма Элсуорта Келли написано с оглядкой на французского структуралиста, считавшего, что главное в работе критика — «удовольствие от текста»

Помимо прочего, в исчерпывающей работе Ива-Аллена Буа, первом томе систематического каталога живописи и скульптуры американского художника Элсуорта Келли (1923–2015), постоянно ощущается влияние философа Ролана Барта. Книга эта близка к реализации мечты Буа, которую он лелеял в отношении творчества Барнетта Ньюмана: «Хорошо бы написать не обычную статью для каталога, но очерки о каждом отдельно взятом произведении». Основная тема 99 эссе, посвященных 141 работе Келли, созданной в период с 1940 по 1953 год, — это предвидение своего будущего. Буа, впрочем, предостерегает от «выводов, делающихся впоследствии», ибо они могут «вырвать произведение из исконного контекста», придав ему акценты более позднего периода.

Тем не менее сам он не отказывается от слов о том, что Келли всегда был устремлен только в одном направлении. «Странно заявлять», что какой-нибудь пейзаж 1940 года с изображением элеватора, где «внимание направлено на огромные массы и отсутствуют архитектурные детали», предвосхищает работы «зрелого Келли, но удержаться от этой мысли почти невозможно».

Правда об особенностях развития художника теряется, «когда в связи с историческими событиями ученые вводят туманную категорию „предвестника“; но нельзя зацикливаться на прошлом, если видишь почти совершенную ромбовидную форму» носового платка в руке Энн Чайлд на портрете, написанном Келли в 1947–1948 годах. Словно бы он служит прообразом «радикального упрощения средств, определяющих стиль Келли в поздние годы».

Два Келли в каталоге Буа — художник-пророк, мысль коего беспрестанно развивается, и поверхностный автор, вместе со зрителями постигающий то, что до сих пор никто не видел, — соседствуют в очерках о времени, проведенном им во Франции. Именно там с осени 1948 до лета 1953 года художник шел к пониманию того, что искусство не должно рождаться в долгих творческих муках. В 1949 году он закончил свою первую картину, созданную на основе этого открытия, — Окно, в точности повторяющее окно в Музее современного искусства в Париже, где работа хранится сегодня. Келли нашел это окно интереснее всех произведений искусства в экспозиции. Но, чтобы понять, что он открыл в этой работе, ему потребовался год: пара холстов, созданных им сразу же после Окна, возвращает нас к менее глубоким мотивам его ранних лет. Лишь в 1969 году художнику стало ясно, что Окно знаменовало конец «живописи такой, какой я ее знал». Только тогда Келли осознал глубину своей инновации: «Вместо создания картины, описывающей реальность, или картины с вымышленным содержанием я нашел предмет и представил его таким, каков он есть, сам по себе. Так я и добился новой свободы — мне больше не нужно было ничего сочинять».

В некрологе на смерть Ролана Барта Ив-Аллен Буа писал, что философ научил его «пристально рассматривать вещи, поднося их чуть ли не к кончику носа, как можно ближе к себе». Тексты Буа, посвященные Келли, отличаются буквальным отсутствием дистанции. Ведь из работ художника, включенных в каталог, он лично видел все, кроме одной.

Впрочем, Барт преподал Буа и другой, еще более важный урок, заметив, что во всем прежде всего должно быть удовольствие. Радость от работы Буа кроется в ее тщательной и роскошной форме. «Подлинный вкус вещей, — писал Барту Буа, — почти всегда можно найти в их самой малой крупице, лежащей на поверхности».

Ellsworth Kelly: Catalogue Raisonné of Paintings, Reliefs and Sculpture / Yve-Alain Bois. Vol. 1. 1940–1953. Cahiers d’Art. 383 с. $395

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+