18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как благодаря гравюре Рембрандт стал звездой международного масштаба

№11
Материал из газеты

Новые технологии и в XVII веке позволяли художественному рынку расти вширь, преодолевая границы

За несколько столетий до появления Интернета другая новаторская для своего времени технология — книгопечатание — радикально изменила способ передачи информации, а вместе с ним и изобразительное искусство в Европе. Для Джима Ганца, куратора выставки Век Рембрандта в Музее де Янг в Сан-Франциско, где представлено более 200 гравюр и рисунков мастеров XVII века, тема взаимовлияния новых технологий и искусства того времени стала центральной. Выставленные здесь графические произведения великого голландца, его предшественников и современников даны в контексте развития технологий той эпохи. Так, один из разделов экспозиции, получивший название «Присутствие художника» (своего рода отсылка к выставке Марины Абрамович 2010 года в МоМА), рассказывает о том, как мастера XVII века находили новые рынки сбыта для своих работ.

Однако в целом Ганц считает эту выставку прежде всего оммажем великому голландскому мастеру. «Много лет назад Клифф Окли организовал выставку „Гравюра в эпоху Рембрандта“ в Музее изящных искусств Бостона, которая теперь считается классической, — говорит он. — В каком-то смысле моя выставка — продолжение той, поскольку включает работы многих из тех же граверов». Ганц раздвинул границы своей экспозиции: она вышла за географические рамки Голландии и Фландрии, включив в себя работы итальянских, французских и английских мастеров золотого века гравюры. Тем не менее XVII век в первую очередь остается эпохой Рембрандта, и тому есть причина. Гравюры голландского мастера стали пользоваться успехом у художников и коллекционеров отчасти благодаря возможностям этой техники, позволяющей тиражировать произведение и легко его перевозить. Сам мастер, как известно, никогда не покидал пределов Голландии, но, по убеждению куратора, «родился в правильном месте в правильное время». Экономика Голландии быстро развивалась, появился средний класс, благосостояние которого постоянно росло, что способствовало развитию рынка произведений искусства. В экспозиции графика живописцев Адриана ван Остаде, Джованни Бенедетто Кастильоне и Хусепе Риберы соседствует с работами профессиональных граверов, таких как Жак Калло, Венцеслаус Холлар и Ламберт Доомер, а гравюры и офорты помещены рядом с рисунками тушью и акварелями, что демонстрирует все разнообразие и великолепие графики эпохи Рембрандта, переживавшей настоящий взлет. Большинство работ на выставке происходит из богатой коллекции музея.

По времени это событие совмещено с другой выставкой в музее — «Девушка с жемчужной сережкой. Голландская живопись из музея Маурицхейс» (до 2 июня), где представлено 35 картин, в том числе знаменитый шедевр Вермеера, четыре работы Рембрандта, картины Карела Фабрициуса, Франса Халса и Яна Стена.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+