Как благодаря гравюре Рембрандт стал звездой международного масштаба

№11, март 2013
№11
Материал из газеты

Новые технологии и в XVII веке позволяли художественному рынку расти вширь, преодолевая границы

Achenbach Foundation for Graphic Arts Endowment Fund. 1967
Achenbach Foundation for Graphic Arts Endowment Fund. 1967

За несколько столетий до появления Интернета другая новаторская для своего времени технология — книгопечатание — радикально изменила способ передачи информации, а вместе с ним и изобразительное искусство в Европе. Для Джима Ганца, куратора выставки Век Рембрандта в Музее де Янг в Сан-Франциско, где представлено более 200 гравюр и рисунков мастеров XVII века, тема взаимовлияния новых технологий и искусства того времени стала центральной. Выставленные здесь графические произведения великого голландца, его предшественников и современников даны в контексте развития технологий той эпохи. Так, один из разделов экспозиции, получивший название «Присутствие художника» (своего рода отсылка к выставке Марины Абрамович 2010 года в МоМА), рассказывает о том, как мастера XVII века находили новые рынки сбыта для своих работ.

Однако в целом Ганц считает эту выставку прежде всего оммажем великому голландскому мастеру. «Много лет назад Клифф Окли организовал выставку „Гравюра в эпоху Рембрандта“ в Музее изящных искусств Бостона, которая теперь считается классической, — говорит он. — В каком-то смысле моя выставка — продолжение той, поскольку включает работы многих из тех же граверов». Ганц раздвинул границы своей экспозиции: она вышла за географические рамки Голландии и Фландрии, включив в себя работы итальянских, французских и английских мастеров золотого века гравюры. Тем не менее XVII век в первую очередь остается эпохой Рембрандта, и тому есть причина. Гравюры голландского мастера стали пользоваться успехом у художников и коллекционеров отчасти благодаря возможностям этой техники, позволяющей тиражировать произведение и легко его перевозить. Сам мастер, как известно, никогда не покидал пределов Голландии, но, по убеждению куратора, «родился в правильном месте в правильное время». Экономика Голландии быстро развивалась, появился средний класс, благосостояние которого постоянно росло, что способствовало развитию рынка произведений искусства. В экспозиции графика живописцев Адриана ван Остаде, Джованни Бенедетто Кастильоне и Хусепе Риберы соседствует с работами профессиональных граверов, таких как Жак Калло, Венцеслаус Холлар и Ламберт Доомер, а гравюры и офорты помещены рядом с рисунками тушью и акварелями, что демонстрирует все разнообразие и великолепие графики эпохи Рембрандта, переживавшей настоящий взлет. Большинство работ на выставке происходит из богатой коллекции музея.

По времени это событие совмещено с другой выставкой в музее — «Девушка с жемчужной сережкой. Голландская живопись из музея Маурицхейс» (до 2 июня), где представлено 35 картин, в том числе знаменитый шедевр Вермеера, четыре работы Рембрандта, картины Карела Фабрициуса, Франса Халса и Яна Стена.

Самое читаемое:
1
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
2
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
3
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
4
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
5
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
Однако картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» вернется в экспозицию только к началу следующего года: необходимо создать антивандальную капсулу. Реставрация огромного полотна признана экспертами успешной и революционной
24.05.2022
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
6
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
Этот художник входил в важные инициативные группы и часто бывал в передовых авангардных рядах, но остался в тени более успешных сподвижников. Каталог его выставки демонстрирует те качества автора, которые ему и помогали, и мешали в творчестве
29.04.2022
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
7
Современные художники в исторических декорациях
Одним из самых ярких событий Венецианской биеннале стала выставка Ансельма Кифера во Дворце дожей. Вспоминаем, какие еще проекты современных художников показывали в исторических пространствах
29.04.2022
Современные художники в исторических декорациях
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+