Селфи отодвигают искусство на второй план

№45, июль-август 2016
№45
Материал из газеты

Идея фотографирования с искусством стала ключевой для привлечения посетителей, но эксперты считают, что это снижает интерес к произведениям и подвергает их опасности

Благодаря селфи Кэти Перри на фоне инсталляции Яёи Кусамы взлетела посещаемостьвыставки  в Музее Брод / instagram/katyperry
Благодаря селфи Кэти Перри на фоне инсталляции Яёи Кусамы взлетела посещаемостьвыставки  в Музее Брод / instagram/katyperry

Фотография в инсталляции Яёи Кусамы Бесконечная зеркальная комната: души в миллионах световых лет от нас в Музее Брод в Лос-Анджелесе, которую опубликовала певица Кэти Перри, стремительно набрала популярность в Интернете. Это обратило на нее внимание другой певицы — Адели, которая впоследствии использовала ее в качестве фона для исполнения песни When We Were Young на Brit Awards 2016 года. Интерес со стороны сразу двух знаменитостей привел к тому, что очереди на выставку Кусамы стали настолько длинными, что музейное руководство было вынуждено ограничить время посещения 45 секундами. И это лишь один из примеров того, как популярный пост либо селфи в Instagram может повысить престиж художника, выставки или музея — и сделать им рекламу.

Самое популярное в Instagram

На Диво, первую выставку в заново открывшейся в ноябре 2015 года Галерее Ренвика в Смитсоновском институте в Вашингтоне, «очереди выстраивались на улице, и ее называли самой часто выкладываемой в Instagram экспозицией в истории», рассказывает куратор и дилер Андреа Поллан из вашингтонской галереи Curator’s Office. «И хотя, как мне кажется, кураторы даже не знали о существовании Instagram, когда пять лет назад начали готовить выставку, эта социальная сеть стала ключевым фактором небывалого роста посещаемости», — считает она. Галерея не только не запрещала делать селфи, но и создала на своем сайте страницу, посвященную отражению выставки в соцсетях.

Можно выделить две характерные особенности как привлекающие блогеров: в фокус попадают масштабные работы, производящие сильное визуальное впечатление, и отражающие поверхности. И то и другое идеально подходит для селфи. В апреле на фестивале Coachella американский художник Филлип К. Смит III установил светящиеся параллелепипеды, которые днем отражали калифорнийский пейзаж, а вечером превращались в неоновые световые башни. На Art Basel в Гонконге китайский художник Чжан Дин представил работу из множества зеркальных кубов, на которых посетители могли процарапывать или делать маркером надписи. В мае на нью-йоркской Frieze на стенде Sean Kelly можно было увидеть инсталляцию Увертюра (2015) Идриса Хана. Крупная и яркая, она представляет собой текст, напечатанный на семи стеклянных панелях, подвешенных на металлическом каркасе. В сопроводительный текст на стене галереи любезно включили хештег #IdrisKhan для всякого, кто пожелает выложить фото работы в Instagram.

Что же происходит на самом деле: художники намеренно создают подходящие для селфи работы или кураторы отбирают произведения, которые будут хорошо смотреться в социальных сетях и получат множество перепостов?

Алекси Гласс-Кантор, организовывавшая секцию Встречи на гонконгской Art Basel, говорит: «Если я буду выбирать работы на том основании, что они хорошо смотрятся в Instagram, то я сама себя уволю! Только самое дрянное искусство занимается обслуживанием рынка». По ее словам, изначально предполагалось, что поверхность зеркальных кубов Чжан Дина будет постепенно повреждаться и в результате перестанет что-либо отражать. Впрочем, она признает, что работники ярмарки неизбежно думают о социальных сетях и анализируют число публикаций.

Нематериальные художественные средства

Куратор отдела цифрового искусства в лондонской галерее Serpentine Бен Викерс считает, что сегодня художники не мыслят в категориях онлайн- и офлайн-искусства. «Нет никакой разницы, — говорит он. — Они используют социальные сети и Интернет как пространство для создания произведений и для их распространения. Специфические особенности носителей теряют свою былую важность».

Галерея Unit London построила свою стратегию целиком на Instagram. Ее директор Джонни Берт приводит в пример одного из художников, Хенрика Улдалена, который полностью обязан своим успехом этой социальной сети. «Графические, интуитивные работы, основанные, как правило, на изображении человеческого тела и лица, подходят лучше всего», — объясняет Берт.

«Я первый!»

В то же время кураторы и дилеры не всегда одобряют социальные сети. В конце концов, селфи — это про человека, а не про искусство. «Делающие селфи редко внимательно разглядывают само произведение. Их больше заботит, как сделать идеальное фото, а искусство служит лишь фоном для него», — говорит Поллан.

Она приводит в пример случай, произошедший в 2014 году на ярмарке в Майами, куда она привезла работы афроамериканских художников Джефферсона Пиндера и Ларри Кука. «Посетители толпами рвались делать селфи у меня на стенде. Я всю ярмарку занималась тем, что следила, чтобы люди с селфи-палками не повредили работы».

Проблема защиты произведений искусства становится все более насущной. Недавно в Лиссабоне 24-летний португалец разбил статую XIХ века, изображавшую португальского короля XVI века Себастьяна I. Забираясь на пьедестал, чтобы сделать селфи, мужчина столкнул скульптуру на пол.

Гласс-Кантор также беспокоится, и не в последнюю очередь, за здоровье и безопасность самих делающих селфи. «Люди двигаются спиной и не обращают внимания на окружающие их предметы, — говорит она. — Они подвергают опасности и себя, и произведения искусства».

И все же главная проблема селфи — это перенос внимания с искусства на фотографирующего. «Если бы я мог запретить делать селфи на всех трех наших ярмарках, я сделал бы это. Это неуважительно по отношению к художникам. Никому из них не хотелось бы, чтобы его работа была не более чем фоном для селфи», — считает директор Art Basel Марк Шпиглер.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+