18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Селфи отодвигают искусство на второй план

№45, июль-август 2016
№45
Материал из газеты

Идея фотографирования с искусством стала ключевой для привлечения посетителей, но эксперты считают, что это снижает интерес к произведениям и подвергает их опасности

Благодаря селфи Кэти Перри на фоне инсталляции Яёи Кусамы взлетела посещаемостьвыставки  в Музее Брод / instagram/katyperry
Благодаря селфи Кэти Перри на фоне инсталляции Яёи Кусамы взлетела посещаемостьвыставки  в Музее Брод / instagram/katyperry

Фотография в инсталляции Яёи Кусамы Бесконечная зеркальная комната: души в миллионах световых лет от нас в Музее Брод в Лос-Анджелесе, которую опубликовала певица Кэти Перри, стремительно набрала популярность в Интернете. Это обратило на нее внимание другой певицы — Адели, которая впоследствии использовала ее в качестве фона для исполнения песни When We Were Young на Brit Awards 2016 года. Интерес со стороны сразу двух знаменитостей привел к тому, что очереди на выставку Кусамы стали настолько длинными, что музейное руководство было вынуждено ограничить время посещения 45 секундами. И это лишь один из примеров того, как популярный пост либо селфи в Instagram может повысить престиж художника, выставки или музея — и сделать им рекламу.

Самое популярное в Instagram

На Диво, первую выставку в заново открывшейся в ноябре 2015 года Галерее Ренвика в Смитсоновском институте в Вашингтоне, «очереди выстраивались на улице, и ее называли самой часто выкладываемой в Instagram экспозицией в истории», рассказывает куратор и дилер Андреа Поллан из вашингтонской галереи Curator’s Office. «И хотя, как мне кажется, кураторы даже не знали о существовании Instagram, когда пять лет назад начали готовить выставку, эта социальная сеть стала ключевым фактором небывалого роста посещаемости», — считает она. Галерея не только не запрещала делать селфи, но и создала на своем сайте страницу, посвященную отражению выставки в соцсетях.

Можно выделить две характерные особенности как привлекающие блогеров: в фокус попадают масштабные работы, производящие сильное визуальное впечатление, и отражающие поверхности. И то и другое идеально подходит для селфи. В апреле на фестивале Coachella американский художник Филлип К. Смит III установил светящиеся параллелепипеды, которые днем отражали калифорнийский пейзаж, а вечером превращались в неоновые световые башни. На Art Basel в Гонконге китайский художник Чжан Дин представил работу из множества зеркальных кубов, на которых посетители могли процарапывать или делать маркером надписи. В мае на нью-йоркской Frieze на стенде Sean Kelly можно было увидеть инсталляцию Увертюра (2015) Идриса Хана. Крупная и яркая, она представляет собой текст, напечатанный на семи стеклянных панелях, подвешенных на металлическом каркасе. В сопроводительный текст на стене галереи любезно включили хештег #IdrisKhan для всякого, кто пожелает выложить фото работы в Instagram.

Что же происходит на самом деле: художники намеренно создают подходящие для селфи работы или кураторы отбирают произведения, которые будут хорошо смотреться в социальных сетях и получат множество перепостов?

Алекси Гласс-Кантор, организовывавшая секцию Встречи на гонконгской Art Basel, говорит: «Если я буду выбирать работы на том основании, что они хорошо смотрятся в Instagram, то я сама себя уволю! Только самое дрянное искусство занимается обслуживанием рынка». По ее словам, изначально предполагалось, что поверхность зеркальных кубов Чжан Дина будет постепенно повреждаться и в результате перестанет что-либо отражать. Впрочем, она признает, что работники ярмарки неизбежно думают о социальных сетях и анализируют число публикаций.

Нематериальные художественные средства

Куратор отдела цифрового искусства в лондонской галерее Serpentine Бен Викерс считает, что сегодня художники не мыслят в категориях онлайн- и офлайн-искусства. «Нет никакой разницы, — говорит он. — Они используют социальные сети и Интернет как пространство для создания произведений и для их распространения. Специфические особенности носителей теряют свою былую важность».

Галерея Unit London построила свою стратегию целиком на Instagram. Ее директор Джонни Берт приводит в пример одного из художников, Хенрика Улдалена, который полностью обязан своим успехом этой социальной сети. «Графические, интуитивные работы, основанные, как правило, на изображении человеческого тела и лица, подходят лучше всего», — объясняет Берт.

«Я первый!»

В то же время кураторы и дилеры не всегда одобряют социальные сети. В конце концов, селфи — это про человека, а не про искусство. «Делающие селфи редко внимательно разглядывают само произведение. Их больше заботит, как сделать идеальное фото, а искусство служит лишь фоном для него», — говорит Поллан.

Она приводит в пример случай, произошедший в 2014 году на ярмарке в Майами, куда она привезла работы афроамериканских художников Джефферсона Пиндера и Ларри Кука. «Посетители толпами рвались делать селфи у меня на стенде. Я всю ярмарку занималась тем, что следила, чтобы люди с селфи-палками не повредили работы».

Проблема защиты произведений искусства становится все более насущной. Недавно в Лиссабоне 24-летний португалец разбил статую XIХ века, изображавшую португальского короля XVI века Себастьяна I. Забираясь на пьедестал, чтобы сделать селфи, мужчина столкнул скульптуру на пол.

Гласс-Кантор также беспокоится, и не в последнюю очередь, за здоровье и безопасность самих делающих селфи. «Люди двигаются спиной и не обращают внимания на окружающие их предметы, — говорит она. — Они подвергают опасности и себя, и произведения искусства».

И все же главная проблема селфи — это перенос внимания с искусства на фотографирующего. «Если бы я мог запретить делать селфи на всех трех наших ярмарках, я сделал бы это. Это неуважительно по отношению к художникам. Никому из них не хотелось бы, чтобы его работа была не более чем фоном для селфи», — считает директор Art Basel Марк Шпиглер.

Самое читаемое:
1
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
Средства на выкуп полотна музей искал около трех лет, в итоге работа была приобретена благодаря целевому пожертвованию. Имена спонсора и бывшего владельца не разглашаются, однако известно, что 40 лет назад картину предлагали Пушкинскому музею
22.02.2023
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
Взаимоотношениям между художниками и их покровителями, а также роли финансистов в создании произведений и роли искусства в укреплении социального статуса банкиров на протяжении столетий посвящена большая выставка в Милане
22.02.2023
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
7
Тихие улицы: Нью-Йорк Эдварда Хоппера
Большая выставка в Музее американского искусства Уитни пересказывает историю любви художника и города, в котором он прожил почти шесть десятилетий
21.02.2023
Тихие улицы: Нью-Йорк Эдварда Хоппера
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+