18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Болезненный цветок декадентского Лондона

№45
Материал из газеты

Полное собрание работ Обри Бердслея представлено во всем своем «порочном» великолепии

За свою короткую профессиональную жизнь английский иллюстратор Обри Бердслей (1872–1898) приобрел странную репутацию порочного гения: оригинальный рисовальщик, он воспевал сладострастие и провоцировал скандалы. Он мог бы стать незаметной фигурой, работая во второстепенном виде искусства (иллюстрации) на периферии художественных направлений, сильнее всего проявившихся в прикладном искусстве. Однако творчество Бердслея не только выделяется само по себе — оно представляет собой визуальное проявление эстетизма, декадентства и модерна, оживших в удивительнейших иллюстрациях.

Еще школьником в Брайтоне Бердслей питал страсть к драматическому и кукольному театру, что в дальнейшем предопределило выбор его тем. С юных лет страдая хроническим туберкулезом, он провел большую часть жизни в уединении. Часто прикованный к постели, он много рисовал и жадно читал. Мы мало знаем о его взглядах на искусство и жизнь. Большинство писем художника сугубо деловые, и, хотя он упоминается в мемуарах и дневниках своей эпохи, биография его туманна. Еще при жизни ходили слухи о гомосексуальности Бердслея и связи с собственной сестрой. Болезненно-патологическая атмосфера, казалось, окружала его и в творчестве, и в повседневности.

Когда издатель Дж.М.Дент заказал только что закончившему обучение в художественной школе честолюбивому 19-летнему Бердслею иллюстрации к книге из серии рыцарских романов Томаса Мэлори Смерть Артура, он хотел получить модные в ту пору иллюстрации в технике ксилографии в духе Уильяма Морриса. Дент использовал в книгоиздании новую технологию штрихового клише, которая воспроизводила рисунки тушью, таким образом удешевляя и убыстряя печать, что было невозможно прежде с традиционными деревянными клише. За два года Бердслей создал 353 рисунка, включая полностраничные и двухстраничные иллюстрации, орнаменты, буквицы и виньетки. Его рисунки, навеянные картинами прерафаэлитов, вызвали лавину похвальных отзывов, пародий и новых заказов.

В следующей серии иллюстраций — к пьесе Оскара Уайльда Саломея (1894) — Бердслей синтезировал собственный зрелый стиль: прихотливые линии и эффектное сочетание черного и белого. В юности он восхищался прерафаэлитскими идеалами женской красоты, мужской галантности и средневекового романтизма (которые впоследствии сатирически гиперболизировал). Позднее выбрал асимметричную композицию, четкие диагонали и вертикальные форматы, заимствованные из японских гравюр. Бердслей также изучал росписи греческих ваз, много знал о современном ему искусстве Франции (проведя какое-то время в Париже и Дьеппе), в его работах заметны отсылки к Эдгару Дега и французским афишам.

В 1890-е годы начался бум иллюстрированных журналов и газет, в издательском деле стала широко применяться технология штрихового клише, и публика жаждала все нового разнообразного иллюстрированного чтения. Альманах «Желтая книга», основанный в 1894 году, печатал модные тексты и пользовавшиеся успехом рисунки Бердслея. «Желтая книга» распространяла идеи декадентства среди утонченной читательской аудитории, искавшей утонченных впечатлений. Декадентское движение характеризуется искусственностью, аффектацией стиля и интересом к темам эротики, порочности и патологии.

В 1895 году после обвинительного приговора Уайльду добропорядочный Лондон охватила паника. Автора чувственных иллюстраций к Саломее из «Желтой книги» уволили.

Тем не менее работы художника по-прежнему были весьма востребованными, а популярность его была столь велика, что он редко делал рисунки не на заказ и не оплаченные вперед. Теперь Бердслей рисовал обложки и иллюстрации к альманаху «Савой», недолговечному конкуренту «Желтой книги». Самые выразительные рисунки для «Савоя» посвящены персонажам вагнеровских опер. Ему также заказывали иллюстрации к многочисленным книгам, в частности к поэме Александра Поупа Похищение локона и к комедии Аристофана Лисистрата. Рисунки к Похищению локона проникнуты духом элегантного жеманства Англии XVIII века с его вычурной декоративностью в костюмах, прическах и обстановке. Лисистрата — самая откровенная серия Бердслея: непристойные комические фантазии автора изобилуют изображениями обнаженных женских тел и огромных фаллосов.

Пытаясь укрепить расшатанное здоровье, в 1897 году на средства,  вырученные за иллюстрации, Бердслей перебирается на юг Франции, в теплый климат Ментоны. Но переезд лишь ускорил печальный исход: художник быстро терял силы, неделями прикованный к постели легочным кровотечением; 16 марта 1898 года в возрасте 25 лет Обри Бердслей скончался.

В красивом двухтомнике Aubrey Beardsley: a Catalogue Raisonné (Обри Бердслей: полный каталог работ) Линда Гертнер Затлин собрала все — примерно 1,2 тыс. — известные работы художника. Репродукции сделаны с оригинальных рисунков, а в тех случаях, когда оригиналы недоступны, представлены факсимильные изображения. Великолепное качество воспроизведения дает возможность оценить утонченность и тщательную проработку Бердслеем своих рисунков.

Он всегда делал набросок карандашом, а потом обводил его тушью, таким образом создавая каждый рисунок дважды. Затем стирал следы карандаша. В последний год жизни он экспериментировал с карандашом и заливкой серой тушью в неоконченной серии иллюстраций к комедии Вольпоне Бена Джонсона.

Каталог выстроен по книжной схеме, отдельные рисунки распределены здесь по периодам и расположены в хронологическом порядке, хотя проекты Бердслея иногда хронологически совпадают. Также здесь помещены объяснения символов растений и цветов. Образованная викторианская публика была знакома с этой символикой (к примеру, мак означал утешение, маргаритка — невинность, вяз — благородство), но современный читатель едва ли способен расшифровать тайнопись так, как надо.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+