18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В голосе «Архстояния» зазвенел металл

В парке «Никола-Ленивец» прошел 11-й международный фестиваль ленд-арта «Архстояние». Заявленная тема «Убежище» была воплощена из нетрадиционных для «природного» фестиваля металла и полимера

Маленькая деревушка Никола-Ленивец в Калужской области уже пережила долгий период безвестности и краткий период расцвета, будучи усилиями художника Николая Полисского превращена в центр ленд-арта. Теперь в жизненном цикле «Архстояния» наступил явный спад, который виден уже невооруженным взглядом. С 2014 года фестиваль испытывает проблемы с финансированием: предприниматель Максим Ноготков, создавший управляющую компанию «Архполис», которая занималась развитием инфраструктуры фестиваля, потерял половину активов и приостановил в Никола-Ленивце свою деятельность. На сей раз сложная смысловая нагрузка многих инсталляций — они должны были соответствовать теме «Убежище» — поневоле навевала воспоминания о прежних объектах, таких как «Бобур» или «Вселенский разум», которым не нужны были лишние слова. А широко разрекламированный внефестивальный объект «Самый большой лабиринт в мире» оказался невыразительной изгородью из наскоро сколоченных деревянных палет.

Всего в этом году посетители увидели десяток новых объектов (плюс внефестивальный «Лабиринт»). Все инсталляции делятся на две группы: физические и духовные убежища. К первым относится, например, закопанный в землю «Мерседес-Гелендваген» — «Убежище G-500». В определенные часы (которые не были объявлены организаторами) через люк в крыше можно попасть внутрь, в салон, где предусмотрена подача воздуха, включить свет и послушать радио. Очевидная незавершенность объекта, к сожалению, бросалась в глаза: рядом с «мерседесом» лежала гора земли, выкопанная трактором, а траву на крыше машины к открытию высадить не успели. Другое укрытие называется «Голова бомжа» — дом из холстов на подрамниках, в котором поселился художник Павел Суслов. Форма ее легко опознавалась архитекторами и художниками: это так называемая «обрубовка» — модель человеческой головы упрощенной формы, которую используют на начальных этапах обучения академическому рисунку. «Дом» состоит из 254 полотен, и когда все холсты будут написаны, его демонтируют.

Ирина Корина и Илья Вознесенский предложили укрыться в «Теневом павильоне» — гигантской металлической шишке, установленной в лесу. Почувствовать себя в комфорте и безопасности там очень легко: защитные металлические спецназовские щиты, расходящиеся вверх, как чешуйки у настоящей шишки, и спасают от ветра, и гарантируют естественное освещение.

Другая группа объектов условно объединена темой убежища для души. Это «Личная вселенная № 5» Дмитрия Жукова — металлическая ракушка, которая отрезает человека от внешнего мира; «Обитаемое вещество» Дмитрия и Елены Каварги — биоморфный объект из полимеров, внутри которого, по задумке авторов, забываешь о суете и осознаешь себя существом духовным. Но скульптура так понравилась детям, что из-за их заливистого смеха думать об «оторванности от земной тверди» у посетителей не получалось.

Психологический перформанс «Клетка» Наиля Гареева остался недооцененным гостями фестиваля. В клетке из арматуры, где на экранах телевизоров транслируются международные новости, зритель должен был буквально противостоять информационному шуму, отделить свое «я» от навязанной СМИ реальности и обрести внутреннюю свободу. То ли большинство посетителей парка привыкло к «понятным» статичным деревянным объектам на «Архстоянии», то ли думать под тридцатиградусным солнцем о «неконгруэнтной идентичности» никому не хотелось — объект обходили стороной. Мало кто наткнулся и на «Секретный перформанс» Ольги Кройтор, примотавшей себя к стволу дерева, и «Зону комфорта» Ольги Козманидзе, с шеи которой надо было отомкнуть замок.

Команда «Комитет Аполлона и Patkonen Projects» представила объект «Русская походная пагода». Убежище для медитации, где можно обрести гармонию с природой и философией Востока, на деле оказалось четырехъярусной палаткой.

Единственное, что напоминает о прежнем «Архстоянии» — объекты Николая Полисского. В прошлом году это была скульптура из деревянных блоков «Сельпо», в нынешнем — триумфальная арка «Белые ворота». Арка, как и построенный этим летом мост от деревни Звизжи до ландшафтного парка «Версаль» (бюро Wowhaus), призвана активировать в ленд-парке новый маршрут — теперь через болотистый парк можно напрямую пройти.

Материалы по теме:
Архстояние 2016: убежище
Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
6
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
7
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+