Турция меняет отношение к византийскому наследию

№45, июль-август 2016
№45
Материал из газеты

Эпоха греко-турецкого сотрудничества начинается с беспрецедентного в истории страны открытия двух научно-исследовательских центров. Первым совместным проектом стали обмер и фотографирование разрушенных византийских памятников, а также изучение архитектуры собора Святой Софии

В рамках проекта по документации сохранившихся в Стамбуле построек византийских времен исследователи сделали 250 высококачественных фотографий собора Святой Софии — величественного христианского храма VI в., позднее превращенного в мечеть, а в ХХ в. ставшего музеем / Фото mopictures/flickr.com
В рамках проекта по документации сохранившихся в Стамбуле построек византийских времен исследователи сделали 250 высококачественных
Фото: собора Святой Софии — величественного христианского храма VI в., позднее превращенного в мечеть, а в ХХ в. ставшего музеем / Фото mopictures/flickr.com

Недавно в Стамбуле открылось сразу два научно-исследовательских центра, занимающихся византийским наследием. Это уникальное в истории Турции событие стало поворотным в традиционно осторожном изучении собственного неоднозначного прошлого. Новые институции должны помочь стране наладить работу по изучению искусства, археологии и тысячелетней истории Византии.

Тема византийского наследия до сих пор остается горячей, вызывая серьезные дискуссии. Так, турецкие националисты воспринимают 11 веков византийского владычества, завершившегося в 1453 году османским завоеванием Константинополя, как чуждую им «историю греков». Под влиянием мусульман из AKP, партии нынешнего президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, вопрос о наследии христианской Византии по-прежнему остается острым, неоднозначным.

Центр позднеантичных и византийских исследований Gabam открыт при Университете «Коч», финансируемом из частных источников. Gabam возглавляет известный турецкий искусствовед Энгин Акюрек. В центре, который занимается вопросами искусствоведения и археологии, предусмотрены две полные академические ставки, две ставки в постдокторантуре и четыре в докторантуре (одна из них для исследователей из Греции).

Через стамбульский Фонд Вехби Коча и афинский Фонд Ставроса Ниархоса поддержку центру оказывают богатейшие династии промышленников Греции и Турции. Еще в 1993 году усилиями Фонда Вехби Коча был основан Университет «Коч», а в грядущем сентябре при участии этого фонда в Стамбуле откроется Музей современного искусства «Коч» с большой и интересной коллекцией местных художников. Поддержка Gabam греческим фондом стала результатом переговоров, тянувшихся два года. «До сегодняшнего дня не существовало прецедентов плодотворного сотрудничества ученых двух стран, — говорит Акюрек. — Gabam — совместная инициатива греческих и турецких институций, которая, уверен, будет расширяться: уже сейчас мы планируем ряд совместных масштабных проектов».

Например, центр уже запустил фотопроект, документирующий сохранившиеся византийские постройки Стамбула. Команда фотографов в мельчайших деталях отсняла семь объектов, в том числе сделала 250 высококачественных фотографий знаменитого собора Святой Софии, величественного христианского храма VI века, позднее превращенного в мечеть, а теперь (с начала ХХ века) функционирующего в качестве одного из самых популярных музеев страны и мира.

Но фотографированием и обмерами строений дело не ограничивается. Gabam располагает €100 тыс. на финансирование археологических раскопок. «В нашей стране по-прежнему существуют сотни неизученных византийских объектов и тысячи архитектурных руин, не задокументированных должным образом, продолжающих разрушаться», — рассказывает Акюрек.
Также недавно свой Научно-практический центр византийских исследований открыл государственный Босфорский университет. Возглавляющая центр искусствовед Невра Нечипоглу уверена, что он будет «ускорять и поддерживать» исследования византийского наследия. Уже 20 лет греческий Фонд Онассиса помогает Босфорскому университету, а один из его стипендиатов в области истории искусства входит в совет директоров центра.

Турция активно поворачивается к своему прошлому. В 1940-х годах в Турции читался всего один курс по истории византийского искусства (в самом большом в стране Стамбульском университете). Сегодня этот предмет можно изучать в любых учебных заведениях по всей стране.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+