18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

История о том, как упал и разбился старинный алтарь

№45
Материал из газеты

Недавно опубликованные документы свидетельствуют о том, что произведение XIV века сильно пострадало уже в наше время. Однако виновники произошедшего отсутствуют

Стало известно, что в 1989 году алтарь XIV века из коллекции лондонской Национальной галереи упал и раскололся надвое. Согласно опубликованным протоколам заседаний попечительского совета, Нил Макгрегор, занимавший тогда пост директора музея, объявил на одном из собраний, что это, «пожалуй, самое тяжелое в истории галереи непреднамеренное повреждение, ведь этот шедевр — один из немногих алтарей XIV века, дошедших до нас в оригинальной раме». Несчастный случай произошел, когда Распятие (1369–1370) Якопо ди Чоне оставили на ночь в фотостудии, где его снимали для выставки Итальянская живопись до 1400 года, открывшейся в ноябре 1989-го. Алтарь упал с под­ставки, задев установленную на штатив камеру. Произведение полутораметровой высоты, написанное на трех досках из тополя, раскололось. Также пострадал верх резного позолоченного балдахина.

Попечителям галереи сообщили об инциденте в следующем месяце. В акте записано: «Установлены причины падения алтаря с подставки. Виновник произошедшего отсутствует, в числе возможных предпосылок происшествия можно назвать беспрецедентные со времен [Второй мировой] вой­ны масштабы внутренней ротации произведений искусства [в галерее]… Решение прикрепить работу к подставке при помощи зажимов по бокам признано ошибочным. Оно было принято без рекомендаций работников отдела реставрации, однако обращение в отдел не требовалось… не представлялось возможным в полной мере оценить, до какой степени хрупок балдахин [алтаря]: из него была собрана целая коробка пыли от мебельного точильщика, и выяснилось, что в некоторых местах он держался только на гипсе и позолоте».

Далее отколовшуюся часть приклеили на место, а утраты заполнили. Балдахин укрепили акриловыми смолами, задник — слоем судостроительной фанеры, чтобы освободить верхнюю часть рамы от нагрузки.

Сообщение о повреждении алтаря появилось в ежемесячном бюллетене галереи, но было сформулировано так, чтобы читатели не догадались о степени серьезности несчастного случая. Строго говоря, музей опубликовал заведомо ложную информацию. В статье говорилось: «Мебельный точильщик веками разрушал балдахин над центральной панелью алтаря, и она оказалась настолько хрупкой, что пострадала при обследовании… Повреждение шло десятилетиями из-за заражения вредителями часовни в Тоскане, откуда происходит алтарь». Ни слова о недавнем падении.

Произведение быстро отреставрировали, включив в экспозицию. И хотя реставрация была связана с рядом трудностей, статья в каталоге повторяла краткий отчет о случайном повреждении балдахина.

В полном каталоге Итальянская живопись до 1400 года, выпущенном Национальной галереей в 2011 году, информации еще меньше. В разделе, посвященном «конструкции и состоянию панелей», происшествие косвенно упоминается лишь в формулировке «значительное повреждение в результате деятельности паразитов и некоторое число трещин», появившихся за 640-летнюю историю алтаря.

Весной нынешнего года представительница галереи рассказала The Art Newspaper о том, что панель присоединили заново, кроме того, «на место вернули несколько отслоившихся кусочков оригинального красочного слоя». «Согласно составленному тогда внутреннему отчету к инциденту привела не ошибка персонала, но такие факторы, как недооцененная хрупкость алтаря, неудачная конструкция подставки и необычно активное перемещение произведений искусства», — добавила она. По ее словам, «галерея извлекла урок в том, что касается протокола, обучения персонала и использования оборудования».

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
3
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
4
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
5
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
6
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
Выставка в Доме Тёрнера посвящена работам, в которых художник неосознанно фиксировал ранние стадии климатического и экологического кризиса: промышленные дымы, пожары, красные из-за смога закаты
28.08.2024
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
7
Вспоминая Алена Делона, звезду кино и коллекционера
Миллионам людей по всему миру Ален Делон, чьи похороны пройдут 24 августа, известен как харизматичный актер, хотя его страсть к коллекционированию могла бы посоперничать с кино
23.08.2024
Вспоминая Алена Делона, звезду кино и коллекционера
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+