18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Помог случай: новое о давно изученной гробнице Тутанхамона

Египетские власти обнародовали результаты нового обследования гробницы фараона Тутанхамона, которые могут привести к открытию века. Радиолокационное сканирование обнаружило две потайные комнаты за северной и западной стенами погребальной камеры. Мамдох Элдамати, бывший министр по делам древностей Египта, кресло которого ныне занял Халед аль-Анани, главный куратор каирского Египетского музея, рассказал, что после сканирования, проведенного японцем Хирокацу Ватанабэ, ученые предполагают, что в потайных комнатах находятся органические вещества и металлические предметы, которые с большой вероятностью могут оказаться погребальным инвентарем. Планируется провести новое сканирование для определения толщины стен, чтобы наконец понять, какова истинная функция обнаруженных помещений.

Старые тайны и новые технологии

Толчком к новому обследо­ванию гробницы стала версия, высказанная в июле 2015 года британским археологом Николасом Ривзом из египетской экспедиции Университета Аризоны. По его мнению, одна потайная комната (за западной стеной) служит хранилищем, а другая является погребальной камерой Нефертити, главной супруги фараона XVIII династии Эхнатона, отца Тутанхамона. Согласно Ривзу, изначально гробница строилась для Нефертити, но была переделана под погребение Тутанхамона после его внезапной смерти в 1323 году до н. э. Археолог основывает свои предположения на «следах» дверных проемов, заметных на изображениях высокого разрешения, сделанных Factum Arte — компанией, создавшей копию гробницы Тутанхамона, стоящую на въезде в Долину царей.

Изображения Factum Arte выложены в Интернет. Открытие стало возможным, считает Адам Лоу, основатель и директор Factum Arte, благодаря тому, что Ривз имел доступ к трехмерным, предельно точным снимкам в высоком разрешении, позволившим ему исследовать поверхность и общую форму стен. «Открытия не случилось бы, если бы изображения создали с помощью сканирующего оборудования среднего и дальнего диапазона», — говорит он, подчеркивая, что примененная ими технология дает точность до 0,1 мм.

По иронии судьбы специалисты Factum Arte занялись сбором данных в гробнице Тутанхамона из-за того, что в гробнице фараона Сети I (отца Рамсеса I), которую они собирались обследовать, на тот момент велись археологические раскопки. «Мы работали в гробнице Сети I в 2001 году и вернулись к ней в  2009-м, но нас переместили, поскольку [министр по делам древностей в тот период Захи] Хавасс вел раскопки тоннеля Сети I, — рассказывает Лоу. — Все сходятся во мнении, что именно в гробнице Сети I есть потайные комнаты, так как там пока что не обнаружено ни одного из главных погребальных объектов фараона».

Сейчас Лоу и его команда вернулись к работе в гробнице Сети I, которую директор Factum Arte называет «самой большой и важной в Долине царей»: ее убранство и архитектура считаются вершиной погребального искусства Нового царства.

Проект полного документирования объекта входит в рамки более масштабной инициативы по охране фиванского некрополя, предпринятой совместно с Высшим советом по делам древностей Египта; она включает в себя программу обучения египетских археологов технике трехмерного сканирования.

В богато украшенной гробнице Сети I Factum Arte будет работать совместно с Базельским университетом. На момент обнаружения Джованни Баттистой Бельцони в 1817 году она считалась одним из самых хорошо сохранившихся древнеегипетских захоронений. Итальянский исследователь создал первое факсимиле памятника, которое, к сожалению, привело к частичному повреждению настенной живописи. Изъятие архитектурных элементов, в том числе пары дверных косяков, хранящихся теперь в парижском Лувре и флорентийском Археологическом музее, привело к дальнейшим разрушениям.

«Нам хотелось бы лучше понять предназначение известных элементов в этой гробнице, а также мы надеемся обнаружить то, что до настоящего времени оставалось вне поля зрения исследователей», — говорит Лоу. С момента обнаружения гробницы Тутанхамона процесс ее изучения — один из наиболее детально задокументированных, тем не менее почти век спустя и только благодаря современным технологиям мы стали ближе к тому, чтобы узнать правду об этом погребении.

Параллельно в гробнице Тутанхамона идут и другие работы. Специалисты лос-андже­лесского Института консервации Гетти (GCI) совместно с представителями Высшего совета по делам древностей Египта завершили длившиеся пять с половиной недель работы по укреплению настенной живописи.

Реставраторы зафиксировали с помощью специального клея красочные слои, отходившие от поверхности, а также занимались следами более ранних вмешательств. «Мы истончили эти слои, потому что поздние наслоения способствуют разрушению живописи. Их устранение улучшило общий вид росписей», — говорит Лоринда Вонг, сотрудница отдела полевых проектов GCI.

Для снятия толстого слоя пыли с поверхности росписей использовали кисти, распылители и средства влажной очистки. Для борьбы с пылью установили новую систему вентиляции и новую дверь на входе в гробницу.

Перед началом работ было проведено научное исследование росписей. В октябре 2015 года гробницу временно закрыли для посещения и среди прочего кардинально перестроили системы освещения и вентиляции.

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» посвящена «России, которую мы потеряли», только вместо хруста французской булки — Бакст, Коровин и Фешин
20.06.2024
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
3
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
Каждый из художников мог стать героем отдельного проекта, но в Третьяковке решили поразить зрителя мощным династическим аккордом. «Эпохалка» приурочена к датам: 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова
27.05.2024
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
4
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
5
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
В Музее Москвы идет выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х». Мы поговорили с ее сокуратором Надеждой Плунгян о создании этого и других проектов, написании книг, а также об особенностях восприятия гендера в России сегодня
17.06.2024
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Количество участников, широкая география проекта, насыщенная образовательная программа и новый подход к организации выставочного пространства — все это отличает ярмарку искусства 1703 в этом году
27.05.2024
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+