18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Помог случай: новое о давно изученной гробнице Тутанхамона

На росписях гробницы укреплены отходившие от поверхности красочные слои и сняты неоригинальные наслоения
На росписях гробницы укреплены отходившие от поверхности красочные слои и сняты неоригинальные наслоения

Египетские власти обнародовали результаты нового обследования гробницы фараона Тутанхамона, которые могут привести к открытию века. Радиолокационное сканирование обнаружило две потайные комнаты за северной и западной стенами погребальной камеры. Мамдох Элдамати, бывший министр по делам древностей Египта, кресло которого ныне занял Халед аль-Анани, главный куратор каирского Египетского музея, рассказал, что после сканирования, проведенного японцем Хирокацу Ватанабэ, ученые предполагают, что в потайных комнатах находятся органические вещества и металлические предметы, которые с большой вероятностью могут оказаться погребальным инвентарем. Планируется провести новое сканирование для определения толщины стен, чтобы наконец понять, какова истинная функция обнаруженных помещений.

Старые тайны и новые технологии

Толчком к новому обследо­ванию гробницы стала версия, высказанная в июле 2015 года британским археологом Николасом Ривзом из египетской экспедиции Университета Аризоны. По его мнению, одна потайная комната (за западной стеной) служит хранилищем, а другая является погребальной камерой Нефертити, главной супруги фараона XVIII династии Эхнатона, отца Тутанхамона. Согласно Ривзу, изначально гробница строилась для Нефертити, но была переделана под погребение Тутанхамона после его внезапной смерти в 1323 году до н. э. Археолог основывает свои предположения на «следах» дверных проемов, заметных на изображениях высокого разрешения, сделанных Factum Arte — компанией, создавшей копию гробницы Тутанхамона, стоящую на въезде в Долину царей.

Изображения Factum Arte выложены в Интернет. Открытие стало возможным, считает Адам Лоу, основатель и директор Factum Arte, благодаря тому, что Ривз имел доступ к трехмерным, предельно точным снимкам в высоком разрешении, позволившим ему исследовать поверхность и общую форму стен. «Открытия не случилось бы, если бы изображения создали с помощью сканирующего оборудования среднего и дальнего диапазона», — говорит он, подчеркивая, что примененная ими технология дает точность до 0,1 мм.

По иронии судьбы специалисты Factum Arte занялись сбором данных в гробнице Тутанхамона из-за того, что в гробнице фараона Сети I (отца Рамсеса I), которую они собирались обследовать, на тот момент велись археологические раскопки. «Мы работали в гробнице Сети I в 2001 году и вернулись к ней в  2009-м, но нас переместили, поскольку [министр по делам древностей в тот период Захи] Хавасс вел раскопки тоннеля Сети I, — рассказывает Лоу. — Все сходятся во мнении, что именно в гробнице Сети I есть потайные комнаты, так как там пока что не обнаружено ни одного из главных погребальных объектов фараона».

Сейчас Лоу и его команда вернулись к работе в гробнице Сети I, которую директор Factum Arte называет «самой большой и важной в Долине царей»: ее убранство и архитектура считаются вершиной погребального искусства Нового царства.

Проект полного документирования объекта входит в рамки более масштабной инициативы по охране фиванского некрополя, предпринятой совместно с Высшим советом по делам древностей Египта; она включает в себя программу обучения египетских археологов технике трехмерного сканирования.

В богато украшенной гробнице Сети I Factum Arte будет работать совместно с Базельским университетом. На момент обнаружения Джованни Баттистой Бельцони в 1817 году она считалась одним из самых хорошо сохранившихся древнеегипетских захоронений. Итальянский исследователь создал первое факсимиле памятника, которое, к сожалению, привело к частичному повреждению настенной живописи. Изъятие архитектурных элементов, в том числе пары дверных косяков, хранящихся теперь в парижском Лувре и флорентийском Археологическом музее, привело к дальнейшим разрушениям.

«Нам хотелось бы лучше понять предназначение известных элементов в этой гробнице, а также мы надеемся обнаружить то, что до настоящего времени оставалось вне поля зрения исследователей», — говорит Лоу. С момента обнаружения гробницы Тутанхамона процесс ее изучения — один из наиболее детально задокументированных, тем не менее почти век спустя и только благодаря современным технологиям мы стали ближе к тому, чтобы узнать правду об этом погребении.

Параллельно в гробнице Тутанхамона идут и другие работы. Специалисты лос-андже­лесского Института консервации Гетти (GCI) совместно с представителями Высшего совета по делам древностей Египта завершили длившиеся пять с половиной недель работы по укреплению настенной живописи.

Реставраторы зафиксировали с помощью специального клея красочные слои, отходившие от поверхности, а также занимались следами более ранних вмешательств. «Мы истончили эти слои, потому что поздние наслоения способствуют разрушению живописи. Их устранение улучшило общий вид росписей», — говорит Лоринда Вонг, сотрудница отдела полевых проектов GCI.

Для снятия толстого слоя пыли с поверхности росписей использовали кисти, распылители и средства влажной очистки. Для борьбы с пылью установили новую систему вентиляции и новую дверь на входе в гробницу.

Перед началом работ было проведено научное исследование росписей. В октябре 2015 года гробницу временно закрыли для посещения и среди прочего кардинально перестроили системы освещения и вентиляции.

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+