Подарки русского царя, петербургские пейзажи и обязательный Фаберже

№45, июль-август 2016
№45
Материал из газеты

18 июля в Монако состоится аукцион русского искусства

Петр Верещагин. Санкт-Петербург
Петр Верещагин. Санкт-Петербург

Каждое лето Аукционный дом Монте-Карло (Hôtel des Ventes de Monte-Carlo) проводит уже ставшие традиционными торги русским искусством и историческими ценностями. За подбор работ в каталог этого аукциона третий год подряд отвечает французский искусствовед Сирил Буле, известный знаток русского искусства и специалист по истории династии Романовых. Иконы, эмали, бронза, серебро, фарфор, исторические сувениры, книги и картины, связанные с Россией, пользуются неизменным спросом у участников летних аукционов в Монако.

В прошлом году на торги была выставлена солидная подборка портретов императорской семьи из собрания монегасского коллекционера. Портрет Екатерины I, приписываемый Ивану Никитину, а также изображения Александра II (мастерская Тютрюмова) и его супруги Марии Александровны (мастерская Вазарели), Павла I кисти придворного живописца Жан-Луи Вуаля были приобретены одним из музеев Москвы.

Коллекция предстоящего аукциона включает в себя 250 лотов. Это мебель, изделия из бронзы, иконы, фотографии семьи последнего русского царя Николая II, а также живопись и декоративные предметы. Среди картин в каталоге выделяются парные виды Петербурга кисти Петра Верещагина, выставленные с предварительной оценкой €20–30 тыс.

Безусловный топ-лот из раздела декоративно-прикладного искусства — эмалевая табакерка, изготовленная в петербургской ювелирной мастерской. Украшенное золотом, эмалью, нефритовыми пластинами и бриллиантами изделие — подарок последнего российского императора Арману Моллару (1862–1930) в знак благодарности за содействие русскому флоту в Тулоне в 1893 году в рамках празднования франко-русского союза. Это один из самых дорогих лотов предстоящего аукциона, его эстимейт составляет €80–100 тыс.

Отдельного внимания заслуживает коллекция легендарного ювелира Карла Фаберже, поставщика двора его императорского величества. Они, несомненно, будут интересны коллекционерам и с художественной точки зрения, и как предметы истории. В этом разделе можно найти настольные часы с желтой эмалью (эстимейт €200–250 тыс.), несколько золотых портсигаров, подаренных Николаем II, с предварительной оценкой в €6–8 тыс. каждый, рамка с голубой эмалью (эстимейт €3–5 тыс.), зажигалка для сигар в форме медведя (€10–12 тыс.), вырезанная из кварца фигурка собачки чау-чау (эстимейт €5–7 тыс.), принадлежавшая великой княгине Ольге Александровне (1882–1960), самой младшей сестре последнего русского царя.

Как всегда на подобных торгах, покупателям предлагается неплохой выбор предметов интерьера: например, пара канделябров в стиле рококо из серебра, украшенных красной яшмой (эстимейт €10–15 тыс.), или набор для письма, в том числе серебряная промокашка в форме фигурки русской крестьянки в народной одежде (эстимейт €8–10 тыс.). Кроме того, в коллекции аукциона есть предметы с царскими монограммами, которые когда-то находились во дворце в Царском Селе, они оценены дороже всего — €40–50 тыс.

В рамках летней серии торгов с молотка будут проданы предметы коллекционирования на любой вкус и кошелек, в том числе старинные автомобили, ювелирные украшения, живопись, графика и скульптура, а также винтажные аксессуары. Всего в этом сезоне запланировано шесть аукционов, которые пройдут с 18 по 21 июля.

Собственный аукционный дом существует в Монако уже три года. Основателями его стали эксперт-геммолог Шанталь Бовуа и специалист по европейской живописи XIX века Франк Бай. До того как открыть собственный бизнес, они оба проработали не одно десятилетие во французском аукционном доме Tajan, где госпожа Бовуа отвечала за ювелирные торги, а господин Бай был главой отдела импрессионизма и модернизма. Собственно, идея проводить летом аукционы в княжестве Монако принадлежит мэтру Жаку Тажану, основателю одноименного дома. Именно он первым организовал летние торги на Лазурном берегу около 30 лет назад. За ним в Монако потянулись и другие аукционисты, и вот три года назад наконец появился молодой и амбициозный местный конкурент — Аукционный дом Монте-Карло.

Самое читаемое:
1
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
Грандиозная выставка в Новой Третьяковке призвана показать «новый взгляд» на Михаила Врубеля, трех «Демонов» сразу и графику, сделанную художником в больнице. По-новому взглянул на наследие Врубеля и арт-критик Михаил Боде
02.11.2021
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
2
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
Реэкспозиция живописи старых мастеров в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина понемногу готовит нас к изменениям, которые ждут музей после глобальной реконструкции
01.11.2021
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
3
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
4
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
5
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
6
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
7
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+