Новое имя, новая судьба

№45, июль-август 2016
№45
Материал из газеты

Шестой выпуск ярмарки Point Art в Монако под новым названием, European Art Fair Monaco, пройдет с 20 по 24 июля в Форуме Гримальди

Лучо Фонтана. Пространственная концепция. 1962. Галерея Toninelli Arte Moderna
Лучо Фонтана. Пространственная концепция. 1962. Галерея Toninelli Arte Moderna

Есть все основания полагать, что в Монако наконец появилась своя авторитетная ярмарка искусства, которая может встать в один ряд с такими событиями, как брюссельская BRAFA, парижская Биеннале антикваров (которая с 2017 года станет ежегодной) и лондонская Frieze Masters. European Art Fair Monaco, разумеется, уступает вышеперечисленным ярмаркам по количеству участников: два-три десятка галерей против сотни с небольшим. Впрочем, такая камерность, скорее, на пользу мероприятию, задача которого — побудить к приобретению искусства самых богатых и знаменитых обитателей княжества Монако и Лазурного берега в разгар летнего отдыха.

Ярмарка, которая состоится уже в шестой раз, сменила в этом году название. Бывшая Point Art Monaco & Jewels превратилась в European Art Fair Monaco (сокращенно ЕAF Monaco) и, кажется, уже окончательно обосновалась на самой престижной выставочной площадке княжества — в Форуме Гримальди. Новое название вызывает у завсегдатаев мировых арт-ярмарок четкую ассоциацию с TEFAF (European Fine Art Fair), самым главным в Старом Свете съездом торговцев старым и классическим искусством, который ежегодно проходит весной в голландском Маастрихте. Очевидно, устроители намекают, что EAF Monaco — это как бы летняя мини-TEFAF, тем более что среди галерей-участниц есть и завсегдатаи маастрихтской ярмарки. Собственно, схожая логика была и у организаторов Московской ярмарки изящных искусств (Moscow Fine Art Fair), чей век был коротким, но ярким. Там, помнится, тоже было название, чья аббревиатура напоминала TEFAF, а среди участников первых трех ярмарок — крупнейшие европейские галереи. Сходства с московской ярмаркой добавляет и ювелирное «приложение» EAF Monaco: в 2015 году к антикварам на ярмарке присоединились ювелиры. Кажется, первыми придумали соединить антиквариат и драгоценности парижские галеристы в рамках все той же Биеннале антикваров.

Надо сказать, что ярмарка искусства в Монако меняет свое название в третий раз. Так, с 1975 по 2005 год проходила Монакская антикварная биеннале, организованная легендарными парижскими дилерами Морисом Сегура и Жаком Перреном, а также флорентийцем Марио Беллини. Спустя пять лет, в 2011 году, возникла ее реинкарнация — Point Art Monaco. Она появилась по инициативе четырех амбициозных галеристов из Монако, которые предложили примерно десятку своих европейских партнеров и коллег привезти на неделю на продажу лучшие произведения искусства и шедевры живописи, что называется crème de la crème. Основателями ярмарки стали Мариета Винчи-Корсини (Maison d’Art), Адриано Рибольци (Galerie Adriano Ribolzi), Альфредо Паллези (Pallesi Art Gallery) и Луи Тонинелли (M. F. Toninelli Art Moderne), они все и сейчас составляют оргкомитет EAF Monaco. За годы существования обновленной ярмарки им удалось обеспечить ей статус мероприятия, проходящего под покровительством самого князя Альбера II. Среди удачных решений организаторов можно отметить и переезд в 2015 году с окраины Монако в Форум Гримальди, а также отличный дизайн и решение пространства на ярмарке.

Смена названия в 2016 году и более плотное сотрудничество с очень профессиональной командой Форума Гримальди (в частности, в вопросах связей с прессой) демонстрируют серьезные притязания EAF Monaco на то, чтобы стать заметным событием в календаре летних арт-мероприятий в Европе. Ожидается, что на этот раз ярмарка привлечет больше посетителей именно из числа коллекционеров искусства, так как в этом году она будет идти параллельно со значимой выставкой Фрэнсиса Бэкона в Монако (с 2 июля по 4 сентября).

Впрочем, главная отличительная черта этой теперь уже европейской ярмарки — камерность — останется неизменной, так как пространство нижнего уровня Форума Гримальди просто не сможет вместить более 30 галерей. По-прежнему строгим будет отбор участников. На вопрос о критериях Мариета Винчи-Корсини всегда отвечает, что приглашаются только лучшие галереи. Cами дилеры воспринимают ярмарку в Монако прежде всего как место встреч и знакомства с потенциальными клиентами, а уж во вторую — как площадь для продажи искусства, поэтому стенды участников EAF Monaco изысканны и лаконичны.

В этом году определилась структура ярмарки, четко выделились три направления: будет представлено изобразительное искусство от эпохи Возрождения до ХХ века (живопись, скульптура, графика), антиквариат и ювелирные изделия. За ювелирную часть ярмарки еще с прошлого года отвечает глава компании Jewels of the World Валентина Васильева, которая имеет опыт организации подобных коммерческих мероприятий в Амстердаме, Вене, Москве и Нью-Йорке.

В этом году у ярмарки появился новый исполнительный директор, на эту должность назначен известный историк искусства и арт-критик Рено Зигманн. Он начал свою карьеру в должности редактора влиятельной Artcurial, затем работал помощником куратора в ЮНЕСКО и, наконец, в 2010–2011 годах был куратором арт-ярмарки в Марракеше. Профессиональный опыт Зигманна позволяет предположить, что и в Монако он приглашен еще и как куратор ярмарки, что, безусловно, повышает статус EAF Monaco. Во вступительном слове к каталогу ярмарки новый исполнительный директор опирается на цифры: «В мире насчитывается почти 50 млн миллионеров, и 600 тыс. из них вкладывают порядка 10% своего капитала в произведения искусства: это 2% коллекционеров всего мира, многие из которых являются резидентами Монако». «Тот факт, что ведущие аукционные дома открыли здесь свои представительства или устраивают выездные торги, означает, что княжество Монако является одним из мест, где всегда происходит что-то важное», — отмечает Рено Зигманн. По его мнению, такие факторы, как растущий мировой рынок искусства, неизменно высокий спрос на предметы роскоши на Французской Ривьере, а также недавний успех знаменитых арт-ярмарок в Гонконге, Майами, Сингапуре и Рио, свидетельствуют о блестящих перспективах EAF Monaco.

За живопись старых мастеров на ярмарке традиционно будет отвечать галерея Maison d’Art из Монако (ее владелица — одна из основателей и бессменная глава ярмарки Мариета Винчи-Корсини), а также итальянские Moretti Fine Art и галерея Чезаре Лампронти. Maison d’Art представит, в частности, уникальное произведение художника венецианского Возрождения Алвизе Виварини Благословляющий Христос. Moretti Fine Art, представленная во Флоренции и Лондоне, привезет венецианский вид Бернардо Беллотто, а Cesare Lampronti Gallery — неаполитанский пейзаж Гаспаре Ванвителли. Мариета Винчи-Корсини знакома московским коллекционерам как одна из участниц Московского салона изящных искусств в Манеже, а Чезаре Лампронти — как партнер Андрея Волобуева, предоставивший работы из своей галереи на открытие Volkhonka Fine Art Fair в 2009 году.

Из редких предметов искусства можно отметить купель из красного порфира, выполненную в шведских мастерских в первой трети XIX века; эту вещь можно увидеть на стенде Galerie Adriano Ribolzi. Галерист Адриано Рибольци делает ставку на разнообразие и предлагает как классику, так и современность. Послевоенное искусство представлено у него работой классика поп-арта Энди Уорхола — очередной литографией из серии Мэрилин 1967 года. Римская Toninelli Arte обещает показать в Монако произведения итальянских модернистов вроде Джорджо Де Кирико и Лучо Фонтаны.
Ювелирный раздел представляют миланская марка Sabbadini (ее специфика — цветные украшения, а также драгоценности со сложной «невидимой» огранкой mystery setting), русская Tenzo Jewellery c головокружительным ассортиментом натуральных камней (принцип Александра Тензо — бриллианты только как поддерживающий декор), а также D’Joya и Yvel.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+