18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Новое имя, новая судьба

№45
Материал из газеты

Шестой выпуск ярмарки Point Art в Монако под новым названием, European Art Fair Monaco, пройдет с 20 по 24 июля в Форуме Гримальди

Есть все основания полагать, что в Монако наконец появилась своя авторитетная ярмарка искусства, которая может встать в один ряд с такими событиями, как брюссельская BRAFA, парижская Биеннале антикваров (которая с 2017 года станет ежегодной) и лондонская Frieze Masters. European Art Fair Monaco, разумеется, уступает вышеперечисленным ярмаркам по количеству участников: два-три десятка галерей против сотни с небольшим. Впрочем, такая камерность, скорее, на пользу мероприятию, задача которого — побудить к приобретению искусства самых богатых и знаменитых обитателей княжества Монако и Лазурного берега в разгар летнего отдыха.

Ярмарка, которая состоится уже в шестой раз, сменила в этом году название. Бывшая Point Art Monaco & Jewels превратилась в European Art Fair Monaco (сокращенно ЕAF Monaco) и, кажется, уже окончательно обосновалась на самой престижной выставочной площадке княжества — в Форуме Гримальди. Новое название вызывает у завсегдатаев мировых арт-ярмарок четкую ассоциацию с TEFAF (European Fine Art Fair), самым главным в Старом Свете съездом торговцев старым и классическим искусством, который ежегодно проходит весной в голландском Маастрихте. Очевидно, устроители намекают, что EAF Monaco — это как бы летняя мини-TEFAF, тем более что среди галерей-участниц есть и завсегдатаи маастрихтской ярмарки. Собственно, схожая логика была и у организаторов Московской ярмарки изящных искусств (Moscow Fine Art Fair), чей век был коротким, но ярким. Там, помнится, тоже было название, чья аббревиатура напоминала TEFAF, а среди участников первых трех ярмарок — крупнейшие европейские галереи. Сходства с московской ярмаркой добавляет и ювелирное «приложение» EAF Monaco: в 2015 году к антикварам на ярмарке присоединились ювелиры. Кажется, первыми придумали соединить антиквариат и драгоценности парижские галеристы в рамках все той же Биеннале антикваров.

Надо сказать, что ярмарка искусства в Монако меняет свое название в третий раз. Так, с 1975 по 2005 год проходила Монакская антикварная биеннале, организованная легендарными парижскими дилерами Морисом Сегура и Жаком Перреном, а также флорентийцем Марио Беллини. Спустя пять лет, в 2011 году, возникла ее реинкарнация — Point Art Monaco. Она появилась по инициативе четырех амбициозных галеристов из Монако, которые предложили примерно десятку своих европейских партнеров и коллег привезти на неделю на продажу лучшие произведения искусства и шедевры живописи, что называется crème de la crème. Основателями ярмарки стали Мариета Винчи-Корсини (Maison d’Art), Адриано Рибольци (Galerie Adriano Ribolzi), Альфредо Паллези (Pallesi Art Gallery) и Луи Тонинелли (M. F. Toninelli Art Moderne), они все и сейчас составляют оргкомитет EAF Monaco. За годы существования обновленной ярмарки им удалось обеспечить ей статус мероприятия, проходящего под покровительством самого князя Альбера II. Среди удачных решений организаторов можно отметить и переезд в 2015 году с окраины Монако в Форум Гримальди, а также отличный дизайн и решение пространства на ярмарке.

Смена названия в 2016 году и более плотное сотрудничество с очень профессиональной командой Форума Гримальди (в частности, в вопросах связей с прессой) демонстрируют серьезные притязания EAF Monaco на то, чтобы стать заметным событием в календаре летних арт-мероприятий в Европе. Ожидается, что на этот раз ярмарка привлечет больше посетителей именно из числа коллекционеров искусства, так как в этом году она будет идти параллельно со значимой выставкой Фрэнсиса Бэкона в Монако (с 2 июля по 4 сентября).

Впрочем, главная отличительная черта этой теперь уже европейской ярмарки — камерность — останется неизменной, так как пространство нижнего уровня Форума Гримальди просто не сможет вместить более 30 галерей. По-прежнему строгим будет отбор участников. На вопрос о критериях Мариета Винчи-Корсини всегда отвечает, что приглашаются только лучшие галереи. Cами дилеры воспринимают ярмарку в Монако прежде всего как место встреч и знакомства с потенциальными клиентами, а уж во вторую — как площадь для продажи искусства, поэтому стенды участников EAF Monaco изысканны и лаконичны.

В этом году определилась структура ярмарки, четко выделились три направления: будет представлено изобразительное искусство от эпохи Возрождения до ХХ века (живопись, скульптура, графика), антиквариат и ювелирные изделия. За ювелирную часть ярмарки еще с прошлого года отвечает глава компании Jewels of the World Валентина Васильева, которая имеет опыт организации подобных коммерческих мероприятий в Амстердаме, Вене, Москве и Нью-Йорке.

В этом году у ярмарки появился новый исполнительный директор, на эту должность назначен известный историк искусства и арт-критик Рено Зигманн. Он начал свою карьеру в должности редактора влиятельной Artcurial, затем работал помощником куратора в ЮНЕСКО и, наконец, в 2010–2011 годах был куратором арт-ярмарки в Марракеше. Профессиональный опыт Зигманна позволяет предположить, что и в Монако он приглашен еще и как куратор ярмарки, что, безусловно, повышает статус EAF Monaco. Во вступительном слове к каталогу ярмарки новый исполнительный директор опирается на цифры: «В мире насчитывается почти 50 млн миллионеров, и 600 тыс. из них вкладывают порядка 10% своего капитала в произведения искусства: это 2% коллекционеров всего мира, многие из которых являются резидентами Монако». «Тот факт, что ведущие аукционные дома открыли здесь свои представительства или устраивают выездные торги, означает, что княжество Монако является одним из мест, где всегда происходит что-то важное», — отмечает Рено Зигманн. По его мнению, такие факторы, как растущий мировой рынок искусства, неизменно высокий спрос на предметы роскоши на Французской Ривьере, а также недавний успех знаменитых арт-ярмарок в Гонконге, Майами, Сингапуре и Рио, свидетельствуют о блестящих перспективах EAF Monaco.

За живопись старых мастеров на ярмарке традиционно будет отвечать галерея Maison d’Art из Монако (ее владелица — одна из основателей и бессменная глава ярмарки Мариета Винчи-Корсини), а также итальянские Moretti Fine Art и галерея Чезаре Лампронти. Maison d’Art представит, в частности, уникальное произведение художника венецианского Возрождения Алвизе Виварини Благословляющий Христос. Moretti Fine Art, представленная во Флоренции и Лондоне, привезет венецианский вид Бернардо Беллотто, а Cesare Lampronti Gallery — неаполитанский пейзаж Гаспаре Ванвителли. Мариета Винчи-Корсини знакома московским коллекционерам как одна из участниц Московского салона изящных искусств в Манеже, а Чезаре Лампронти — как партнер Андрея Волобуева, предоставивший работы из своей галереи на открытие Volkhonka Fine Art Fair в 2009 году.

Из редких предметов искусства можно отметить купель из красного порфира, выполненную в шведских мастерских в первой трети XIX века; эту вещь можно увидеть на стенде Galerie Adriano Ribolzi. Галерист Адриано Рибольци делает ставку на разнообразие и предлагает как классику, так и современность. Послевоенное искусство представлено у него работой классика поп-арта Энди Уорхола — очередной литографией из серии Мэрилин 1967 года. Римская Toninelli Arte обещает показать в Монако произведения итальянских модернистов вроде Джорджо Де Кирико и Лучо Фонтаны.
Ювелирный раздел представляют миланская марка Sabbadini (ее специфика — цветные украшения, а также драгоценности со сложной «невидимой» огранкой mystery setting), русская Tenzo Jewellery c головокружительным ассортиментом натуральных камней (принцип Александра Тензо — бриллианты только как поддерживающий декор), а также D’Joya и Yvel.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+