Русский авангард: еще один шаг к очищению

№45, июль-август 2016
№45
Материал из газеты

«Проект по изучению русского авангарда» перешел в активную фазу, поддержав оцифровку архива Гончаровой — Ларионова в Государственной Третьяковской галерее

Михаил Ларионов, Наталия Гончарова. Фото из огромного архива, некогда завещанного Третьяковской галерее Александрой Томилиной, как и тысячи других документов и снимков, будут выложены для публичного доступа в партнерстве с «Проектом по изучению российского авангарда»
Михаил Ларионов, Наталия Гончарова. Фото из огромного архива, некогда завещанного Третьяковской галерее Александрой Томилиной, как и тысячи других документов и снимков, будут выложены для публичного доступа в партнерстве с «Проектом по изучению российского авангарда»

Проект по изуче­нию русского авангарда» (Rus­sian Avant-Garde Re­se­arch Project, RARP) — это благотво­рительная организация, основная цель которой — инициировать и поддерживать большие академические проекты в области изу­чения русского авангарда, которые потом будут иметь практическое применение. О ее создании было неофициально объявлено год назад на встрече в Тринити-колледже в Оксфордском университете. Президент «Альфа-банка» миллиардер Петр Авен, известный своей страстью к русскому авангардному искусству, является одним из спонсоров проекта. Двигателем проекта стал искусствовед и куратор Константин Акинша, специалист по русскому искусству XX века; кроме него, среди членов управляющего совета — Вивьен Барнетт (которая много лет работала в Обществе Кандинского), Наталья Мюррей (она преподает историю русского искусства в Институте Курто), Марк Поллард (профессор-технолог, заведовавший археологической лабораторией в Оксфорде).

Теперь деятельность RARP перешла в активную фазу. Между ним и Третьяковской галереей достигнута договоренность о совместной работе — оцифровке и публикации архива Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой, поступившего в музей по завещанию Александры Томилиной, второй жены художника. Подобные исследования должны помочь прояснить истинный провенанс работ и отделить подлинники от фальшивок. RARP предоставит для этого технику (специальный сканер) и программное обеспечение, которое позволит ориентироваться среди имен и персонажей, упоминаемых в документах. Работа над оцифровкой архива зай­мет как минимум два года.

Ту же цель прояснения истории русского авангарда преследует и еще одна затея, хоть и более скромная, — составление списка продаж картин Михаила Ларионова на небольших аукционах с 1945 года до того момента, как возникли крупные аукционные базы (1980-е годы). Эту работу делает с RARP Алла Розенфельд, нью-йоркский специалист по русскому искусству.

Еще одна сторона деятельности RARP — инициирование технологических исследований конкретных картин из музейных коллекций, цель которых — создание базы для определения подлинности вещей. Исследования предполагается вести совместно с одним из крупнейших европейских музеев, который не побоится заново изучить свою коллекцию русского авангарда, и этот музей скоро определится.

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
4
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
5
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
6
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
7
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Немецкий экспрессионист, несомненно, пребывал в депрессии, которая могла спровоцировать самоубийство. Однако, согласно новой версии современных экспертов, дважды выстрелить в себя из браунинга он не мог
08.11.2021
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+