Поддельные стулья из дворца

№45, июль-август 2016
№45
Материал из газеты

Национальный синдикат антикваров (SNA) Франции отстранил от участия в предстоящей Биеннале антикваров две крупнейшие галереи, Kraemer и Aaron, из-за обвинений в продаже поддельной мебели XVIII века Музеям Версаля

Антиквар Билл Палло / youtube.com
Антиквар Билл Палло / youtube.com

Билл Палло, уважаемый специалист по мебели XVIII века, автор многих книг, преподаватель Сорбонны, чье имя уже более 30 лет связано с влиятельной галереей Aaron, и Лоран Кремер, один из владельцев старейшей семейной галереи Kraemer в Париже, признанного специалиста по мебели XVIII века (Людовиков XIV, XV и XVI), которая работает с главными мировыми музеями и известнейшими коллекционерами, были задержаны 7 июня по делу о поддельных версальских стульях. Управление по борьбе с нелегальной торговлей художественными ценностями подозревает их в торговле новоделом: созданные краснодеревщиками и реставраторами стулья с поддельным клеймом выдавались за шедевры XVIII века и были проданы, в частности, Музеям Версаля. Речь идет о двух табуретах с крестообразными ножками времен Франциска II, купленных у галереи Aaron в 2011 году, и двух стульях Луи Деланнуа, приобретенных в 2008 году у галереи Kraemer. Оба мебельных ансамбля получили статус национального наследия. В официальном заявлении Kreamer говорится, что галерея «никогда не приобретала и не перепродавала произведения искусства, подлинность которых вызывала бы сомнения». В 2014 году на Биеннале антикваров стенд Кремеров был главной гордостью ярмарки. Антиквары собрали на нем музейных «близнецов»: комод Жан-Франсуа Эбена — почти такой же, как в Лувре, бронзовые часы как из Версаля. Сегодня об этом стенде стараются не вспоминать. Билл Палло, по неофициальной информации, на допросе частично признал свою вину.

Все началось в 2012 году с письма в Версаль от антиквара Шарля Оремана. Специалист по стульям XVIII века предупреждал хранителей о новоделе. Но в музее решили, что Ореман, о котором они впервые слышат, просто точит зуб на Палло, а последнему они доверяют как родному: 30 лет сотрудничества, судебный эксперт с безупречной репутацией. Человеческий фактор сыграл главную роль. Сегодняшнее руководство дворца дело не комментирует. Как и не подтверждает список подозрительных произведений искусства, а в нем фигурируют кресло принцессы Елизаветы Французской и стул Жоржа Жакоба, купленные в 2011 году на аукционах Thierry de Maigret и Sotheby’s.

Очевидно, что причастных к делу о версальских стульях больше, чем двое, в этой цепочке могут быть десятки имен. «И это не только антиквары», — заверил журналистов президент SNA Доминик Шевалье. Впрочем, доверие к антикварам уже подорвано, и в синдикате это прекрасно понимают. «Мы приняли дополнительные меры, — объясняет Шевалье. — Партнером Биеннале антикваров в этом году стала GIE Argos — страховая компания, обладающая внушительной базой данных объектов искусства, находящихся в розыске. Они будут непосредственно на биеннале. Помимо этого, при проверке на месте будут использоваться специальные сканеры и рентгены — подобное оборудование Рейксмузеум привозил на TEFAF». Изменения коснулись и отборочной комиссии. Если раньше это была прерогатива исключительно членов синдиката, то сегодня в комиссии за ними только треть голосов, остальные — сторонние эксперты. По словам Шевалье, Билл Палло был исключен сразу же после интервью газете Figaro, в котором он заявил, что знал о подделках, но ничего не сообщил.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+