18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Биеннале перемен

За два с половиной месяца до открытия парижской Биеннале антикваров ее организаторы рассказали о новом формате главного антикварного события во Франции, в котором впервые в качестве специального гостя участвует Государственный Эрмитаж с выставкой шедевров прикладного искусства XVIII века. С подробностями из Парижа Мария Сидельникова

«Я бы назвал предстоящую Биеннале антикваров биеннале перемен. Она не будет безупречной, мы наверняка сделаем ошибки, но она будет такой, какой мы видим ее в будущем», — заявил на встрече с журналистами президент Национального синдиката антикваров (SNA) Доминик Шевалье. А видят они ее прежде всего ежегодной. По мнению новой команды во главе с экс-директором Лувра Анри Луареттом, только в таком формате салон может котироваться в мире и выдерживать конкуренцию с той же TEFAF в Маастрихте или Frieze Masters в Лондоне. Поэтому XXVIII Биеннале антикваров, которая по традиции пройдет в Гран-пале с 10 по 18 сентября, будет последней «биеннале» в истории парижского антикварного салона, который в нынешнем формате существовал с 1962 года. Напомним, что вопрос о периодичности биеннале стал последней каплей в междоусобицах внутри SNA, и ровно накануне открытия прошлой биеннале, в 2014 году, его члены отправили в отставку своего президента и главного организатора салона Кристиана Дейдье. С этого события и начались масштабные реформы Биеннале антикваров.

Вопрос о смене названия по-прежнему обсуждается, и согласия по нему нет. Французские маститые антиквары хотят сохранить его без изменений. Руководство же настаивает на новом имени, чтобы в головах и расписаниях международных коллекционеров не происходило путаницы, а именно на них и делается основная ставка.

Среди целей новой команды — вернуть парижской ярмарке мировой престиж и звание главного международного антикварного события. Больше уважаемых антикваров, больше вещей музейного уровня, больше выставочных проектов, меньше гламура — таков глобальный вектор новой биеннале. В этом году в ней примет участие 121 галерея против 87 в 2014-м. Большинство по-прежнему за французами, однако количество иностранных участников выросло на 40%. «Как бы ни были прекрасны французские галереи, только ими на биеннале никого не заманишь. Если ваша цель — французские антиквары, можно в любой момент приехать в Париж и провести на набережной Вольтера день-другой», — заявил Жан-Даниель Компан, генеральный директор Биеннале антикваров, сформулировав одну из главных претензий, которую предъявляют парижскому салону вот уже много лет.

Специальным гостем XXVIII Биеннале антикваров станет Эрмитаж. В Гран-пале пройдет выставка шедевров XVIII века из коллекции российского музея. Фарфор, фаянс, керамика, предметы прикладного искусства — всего 35 произведений, преимущественно французского происхождения (например, изделия Севрской мануфактуры), созданных по императорскому заказу для российского двора. По словам Жан-Даниеля Компана, на этом сотрудничество с Россией не остановится. В Санкт-Петербурге он уже присмотрел идею для выставочного проекта на 2017 год, а в будущем не исключает создание в Северной столице и биеннале-спутника.

Из других международных участников — специалисты по XX веку. Новичок биеннале — Mayoral Galeria (Барселона) с выставкой Жоана Миро, подготовленной его внуком, и «возвращенец» Landau (Монреаль) с подборкой полотен Василия Кандинского, Амедео Модильяни, Пабло Пикассо, Жана Дюбюффе. Произведения только 1966 года Алена Жаке, Пьера Сулажа, Жоржа Матье представит прославленная парижская галерея Daniel Templon, которая в честь своего 50-летия решила впервые выступить в Гран-пале. Для биеннале это серьезная заявка на молодость. Новая команда не скрывает, что хочет больше не только художников-модернистов, но и современных авторов.

Впрочем, главной проблемой Биеннале антикваров в последние годы оставался собственно антиквариат. Торговцев старыми мастерами с каждым разом становилось все меньше, Парижу они предпочитали Маастрихт: аренда там ниже, а публика «качественнее». Восстановить антикварную репутацию биеннале призван десант уважаемых маршанов с Paris Tableau. Центральные стенды в Гран-пале займут около 20 галерей, представляющие живопись и графику до XVIII века, среди них Adam Williams (Нью-Йорк), Ana Chiclana (Мадрид), Jean-François Heim (Базель), Haboldt (Амстердам), Richard Green (Лондон), De Jonckheere (Женева, Париж), парижские De Bayser и Canesso. Небольшой салон Paris Tableau, специализирующийся на европейских старых мастерах, существовал всего пять лет и был создан по инициативе членов Национального синдиката антикваров, которым с прежним руководством биеннале было совсем не по пути.

Одной из причин того, что антиквары стали отворачиваться от биеннале, были ювелиры. Гранды с Вандомской площади получили прописку рядом с антикварами практически с самого начала биеннале. Уже на втором выпуске, в 1964 году, Boucheron, Cartier, Chaumet, Mauboussin, Van Cleef & Arpels были желанными гостями, потому что, с одной стороны, биеннале задумывалась как эфемерный музей, призванный упрочить престиж профессии, с другой — французские маршаны желали пышного светского мероприятия, чтобы коллекционеров сопровождали дамы, прекрасные и хрупкие, как фарфоровые вазы, а блеск их нарядов затмевал бы блеск алмазов и рубинов на стендах ювелиров. И долгие годы этот союз выглядел удачным браком по расчету, но только внешне. Внутри же зрело недовольство. С каждым выпуском ювелиры укрепляли свои позиции: их коллекции, созданные специально к биеннале, становились богаче, стенды — центральнее, масштабнее и изощреннее, клиенты — моложе и все больше из Азии. На последней биеннале было рекордное число ювелирных домов — 14. Антиквары чувствовали себя приманкой на их крючке. «Китайцы заглядывают, фотографируются на фоне картин и убегают к ювелирам. Они приезжают за haute joaillerie, искусство их не интересует». Это объяснение одного из участников XXVII Биеннале звучало как приговор.

«Мы хотим 250 кв. метров, и не меньше. Такого больше не будет! Я защищаю профессию, я защищаю биеннале», — заявил Доминик Шевалье. XXVIII Биеннале антикваров, похоже, впервые если не за всю историю, то за многие годы пройдет без французских ювелиров с Вандомской площади. По крайней мере на сегодняшний день в списке участников всего четыре ювелирных дома, и ни одного французского: Cyndy Chao (Тайвань), Boghossian Jewels (Женева), Nirav Modi (Индия), De Grisogono (Женева). Говорят, предлагали даже российскому ювелиру Ильгизу Фазулзянову, но что-то в этом году не сложилось. Одним из первых о своем разводе с биеннале заявили Cartier. Предложенный стенд максимальной площадью 140 кв. м (это два выставочных места) оказался недостаточным для «ювелира королей»: якобы негде разместить салоны для ВИП-клиентов. По словам Шевалье, двери Гран-пале для обиженных ювелирных домов все так же открыты, но условия игры уже не будут прежними.

Пока же биеннале принимает выставку «Покорение времени», организованную Фондом высокого часового искусства (Audemars Piguet, Girard-Perreaux и Richemont Group). История часов — от солнечных до новейших электронных — уже несколько лет путешествует по миру. Из выставочных проектов биеннале и экспозиция Mobilier National, главного специалиста по мебельному наследию Франции (дворцов, частных резиденций, министерств, посольств), представляющая исторический дайджест стилей с 1943 года до наших дней.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+