Биеннале перемен

За два с половиной месяца до открытия парижской Биеннале антикваров ее организаторы рассказали о новом формате главного антикварного события во Франции, в котором впервые в качестве специального гостя участвует Государственный Эрмитаж с выставкой шедевров прикладного искусства XVIII века. С подробностями из Парижа Мария Сидельникова

Mayoral Galeria. Жоан Миро. "Женщина V". 1969. © courtesy of Mayoral
Landau Fine Art. Амедео Модильяни. "Жених и невеста". 1915–1916. © Landau Fine Art, Switzerland and Canada
Cindy Chao. Black Label Masterpiece Winter Leaves Necklace Sketch. 2016. © Cindy Chao The Art Jewel
Эдуар Альберт. "Мобиле". 1968. Фото: Изабель Бидо
Mayoral Galeria. Жоан Миро. "Женщина V". 1969. © courtesy of Mayoral
Landau Fine Art. Амедео Модильяни. "Жених и невеста". 1915–1916. © Landau Fine Art, Switzerland and Canada
Cindy Chao. Black Label Masterpiece Winter Leaves Necklace Sketch. 2016. © Cindy Chao The Art Jewel
Эдуар Альберт. "Мобиле". 1968.
Фото: Изабель Бидо

«Я бы назвал предстоящую Биеннале антикваров биеннале перемен. Она не будет безупречной, мы наверняка сделаем ошибки, но она будет такой, какой мы видим ее в будущем», — заявил на встрече с журналистами президент Национального синдиката антикваров (SNA) Доминик Шевалье. А видят они ее прежде всего ежегодной. По мнению новой команды во главе с экс-директором Лувра Анри Луареттом, только в таком формате салон может котироваться в мире и выдерживать конкуренцию с той же TEFAF в Маастрихте или Frieze Masters в Лондоне. Поэтому XXVIII Биеннале антикваров, которая по традиции пройдет в Гран-пале с 10 по 18 сентября, будет последней «биеннале» в истории парижского антикварного салона, который в нынешнем формате существовал с 1962 года. Напомним, что вопрос о периодичности биеннале стал последней каплей в междоусобицах внутри SNA, и ровно накануне открытия прошлой биеннале, в 2014 году, его члены отправили в отставку своего президента и главного организатора салона Кристиана Дейдье. С этого события и начались масштабные реформы Биеннале антикваров.

Вопрос о смене названия по-прежнему обсуждается, и согласия по нему нет. Французские маститые антиквары хотят сохранить его без изменений. Руководство же настаивает на новом имени, чтобы в головах и расписаниях международных коллекционеров не происходило путаницы, а именно на них и делается основная ставка.

Среди целей новой команды — вернуть парижской ярмарке мировой престиж и звание главного международного антикварного события. Больше уважаемых антикваров, больше вещей музейного уровня, больше выставочных проектов, меньше гламура — таков глобальный вектор новой биеннале. В этом году в ней примет участие 121 галерея против 87 в 2014-м. Большинство по-прежнему за французами, однако количество иностранных участников выросло на 40%. «Как бы ни были прекрасны французские галереи, только ими на биеннале никого не заманишь. Если ваша цель — французские антиквары, можно в любой момент приехать в Париж и провести на набережной Вольтера день-другой», — заявил Жан-Даниель Компан, генеральный директор Биеннале антикваров, сформулировав одну из главных претензий, которую предъявляют парижскому салону вот уже много лет.

Специальным гостем XXVIII Биеннале антикваров станет Эрмитаж. В Гран-пале пройдет выставка шедевров XVIII века из коллекции российского музея. Фарфор, фаянс, керамика, предметы прикладного искусства — всего 35 произведений, преимущественно французского происхождения (например, изделия Севрской мануфактуры), созданных по императорскому заказу для российского двора. По словам Жан-Даниеля Компана, на этом сотрудничество с Россией не остановится. В Санкт-Петербурге он уже присмотрел идею для выставочного проекта на 2017 год, а в будущем не исключает создание в Северной столице и биеннале-спутника.

Из других международных участников — специалисты по XX веку. Новичок биеннале — Mayoral Galeria (Барселона) с выставкой Жоана Миро, подготовленной его внуком, и «возвращенец» Landau (Монреаль) с подборкой полотен Василия Кандинского, Амедео Модильяни, Пабло Пикассо, Жана Дюбюффе. Произведения только 1966 года Алена Жаке, Пьера Сулажа, Жоржа Матье представит прославленная парижская галерея Daniel Templon, которая в честь своего 50-летия решила впервые выступить в Гран-пале. Для биеннале это серьезная заявка на молодость. Новая команда не скрывает, что хочет больше не только художников-модернистов, но и современных авторов.

Впрочем, главной проблемой Биеннале антикваров в последние годы оставался собственно антиквариат. Торговцев старыми мастерами с каждым разом становилось все меньше, Парижу они предпочитали Маастрихт: аренда там ниже, а публика «качественнее». Восстановить антикварную репутацию биеннале призван десант уважаемых маршанов с Paris Tableau. Центральные стенды в Гран-пале займут около 20 галерей, представляющие живопись и графику до XVIII века, среди них Adam Williams (Нью-Йорк), Ana Chiclana (Мадрид), Jean-François Heim (Базель), Haboldt (Амстердам), Richard Green (Лондон), De Jonckheere (Женева, Париж), парижские De Bayser и Canesso. Небольшой салон Paris Tableau, специализирующийся на европейских старых мастерах, существовал всего пять лет и был создан по инициативе членов Национального синдиката антикваров, которым с прежним руководством биеннале было совсем не по пути.

Одной из причин того, что антиквары стали отворачиваться от биеннале, были ювелиры. Гранды с Вандомской площади получили прописку рядом с антикварами практически с самого начала биеннале. Уже на втором выпуске, в 1964 году, Boucheron, Cartier, Chaumet, Mauboussin, Van Cleef & Arpels были желанными гостями, потому что, с одной стороны, биеннале задумывалась как эфемерный музей, призванный упрочить престиж профессии, с другой — французские маршаны желали пышного светского мероприятия, чтобы коллекционеров сопровождали дамы, прекрасные и хрупкие, как фарфоровые вазы, а блеск их нарядов затмевал бы блеск алмазов и рубинов на стендах ювелиров. И долгие годы этот союз выглядел удачным браком по расчету, но только внешне. Внутри же зрело недовольство. С каждым выпуском ювелиры укрепляли свои позиции: их коллекции, созданные специально к биеннале, становились богаче, стенды — центральнее, масштабнее и изощреннее, клиенты — моложе и все больше из Азии. На последней биеннале было рекордное число ювелирных домов — 14. Антиквары чувствовали себя приманкой на их крючке. «Китайцы заглядывают, фотографируются на фоне картин и убегают к ювелирам. Они приезжают за haute joaillerie, искусство их не интересует». Это объяснение одного из участников XXVII Биеннале звучало как приговор.

«Мы хотим 250 кв. метров, и не меньше. Такого больше не будет! Я защищаю профессию, я защищаю биеннале», — заявил Доминик Шевалье. XXVIII Биеннале антикваров, похоже, впервые если не за всю историю, то за многие годы пройдет без французских ювелиров с Вандомской площади. По крайней мере на сегодняшний день в списке участников всего четыре ювелирных дома, и ни одного французского: Cyndy Chao (Тайвань), Boghossian Jewels (Женева), Nirav Modi (Индия), De Grisogono (Женева). Говорят, предлагали даже российскому ювелиру Ильгизу Фазулзянову, но что-то в этом году не сложилось. Одним из первых о своем разводе с биеннале заявили Cartier. Предложенный стенд максимальной площадью 140 кв. м (это два выставочных места) оказался недостаточным для «ювелира королей»: якобы негде разместить салоны для ВИП-клиентов. По словам Шевалье, двери Гран-пале для обиженных ювелирных домов все так же открыты, но условия игры уже не будут прежними.

Пока же биеннале принимает выставку «Покорение времени», организованную Фондом высокого часового искусства (Audemars Piguet, Girard-Perreaux и Richemont Group). История часов — от солнечных до новейших электронных — уже несколько лет путешествует по миру. Из выставочных проектов биеннале и экспозиция Mobilier National, главного специалиста по мебельному наследию Франции (дворцов, частных резиденций, министерств, посольств), представляющая исторический дайджест стилей с 1943 года до наших дней.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+