Все про перформансы 2000-х в Еврейском музее, какую роль играла бронза в становлении Европы, и две персональные выставки питерских художников – все это в четырех выставках этой недели.
В последнее время перформанс как жанр все чаще занимает заметное место не только в галереях, но и в музеях. Так что Еврейский музей следует за новым трендом и примет передвижной проект американского куратора Розли Голдберг «Performance Now. Антология перформанса 2000-х», уже показанный в Америке. В Москве будет представлено более 20 работ таких известных художников-перформансистов, как Клер Фонтейн, Аллора и Кальсадилья, Сантьяго Сьерра, Клиффорд Оуэнс, Яэль Бартана, Гай Бер-Нер, Марина Абрамович, Уильям Кентридж и других. В рамках выставки в Еврейском музее запланирован также цикл лекций «Трансформация жанра и его будущее», посвященный вопросам перформанса.
Выставка «Бронзовый век. Европа без границ», идущая в Государственном историческом музее — совместный проект ГИМа, Государственного Эрмитажа, Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и Музея преистории и древней истории Государственных музеев Берлина при участии Фонда прусского культурного наследия. Кураторы выставки замыслили показать на этом материале первую в истории Европы эпоху, когда, благодаря появлению бронзы, а затем железа и изобретению повозок, запряженных лошадьми, первобытная замкнутость сменилась активными связями между народами, населявшими в ту пору континент. С таким размахом бронзовый век представлен, пожалуй, впервые: и по числу экспонатов — более 1700, и по географическому охвату. В их числе — предметы, найденные на европейской территории России, в Польше, Германии и Испании.
110-летие Всеволода Сулимо-Самуйлло стало хорошим поводом для его первой персональной выставки в Музее истории Петербурга. В названии проекта — «Товарищ оформитель» — спрятана драма сталинского времени. Сулимо-Самуйлло был учеником двух главных Павлов ХХ века — Мансурова и Филонова, участником всех акций группы «Мастеров аналитического искусства». В 1930-е годы художник «спрятался» за созданием дизайна мебели, интерьеров и промышленной графики. В Музее истории Петербурга находится архив Сулимо-Самуйлло, переданный туда семьей художника. В основном это дизайнерские эскизы, а также станковая графика. Всего около 200 работ с 1920-х до 1960-х годов. Абсолютное большинство листов никогда не выставлялось.
Галерея современного искусства NAMEGALLERY открыла новое пространство на Большой Конюшенной в Санкт-Петербурге выставкой «Терриконовая пустынь» художника Ильи Гапонова. Терриконы — это горки, остающиеся после добычи угля. Шахтерский мир — главная тема Гапонова, родившегося и выросшего в Кемерово. По признанию художника, это «проект о ностальгии, людях и поисках идентичности в соотношении христианской культуры и бурной индустриализации Кузбасса в ХХ веке». Но вообще, эти образы подойдут любому промышленному региону на просторах нашей необъятной родины.