18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Искусство для людей с ограниченными возможностями

Осенью в Москве на площадке Музея Вадима Сидура будет запущен совместный исследовательский проект Музейно-выставочного объединения «Манеж» и фонда V–A–C «Общее целое», посвященный вопросам восприятия искусства людьми с ограниченными физическими возможностями и их включения в современный художественный процесс. Проект будет реализован при содействии Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение».

Основные цели проекта, разрабатываемого как междисциплинарное исследование и открытая дискуссия, — поиск эффективных путей включения людей с ограниченными возможностями в современный культурный процесс, выявление актуальных стратегий художественного осмысления проблем инвалидности, а также формирование теоретической базы для художественных практик, обращающихся к этой теме или направленных на аудиторию с особыми потребностями по здоровью.

В течение двух месяцев, в сентябре — октябре, в Музее Вадима Сидура планируется провести шесть круглых столов, которые объединят отечественных и зарубежных теоретиков искусства, философов, педагогов, психологов, историков и социологов, художников и кураторов.

Выбор места не случаен. Вадим Сидур — советский скульптор, яркий представитель послевоенного неофициального искусства, ветеран и инвалид Великой Отечественной войны, в творчестве которого тема инвалидности и травмы занимает одно из центральных мест. В конце 1980-х годов в тогда еще будущий музей скульптора и его мастерскую несколько раз приезжали воспитанники и выпускники Загорского детского дома-интерната для слепоглухих. Там они получали возможность тактильно познакомиться с «формалистским» искусством художника, поэтому Музей Вадима Сидура можно назвать одним из первых мест, где происходила передача знания об отечественном современном искусстве людям с нарушениями зрения и слуха.

В период проведения круглых столов на площадке музея будет работать одноименная выставка, подготовленная специалистами фонда V–A–C и «Манежа», она объединит работы современных художников, произведения Вадима Сидура, а также материалы, связанные с историей реабилитации слепоглухих. Итогом проекта станет сборник, в который будут включены теоретические и практические наработки его участников.

В музее предполагается создание доступной среды для слепоглухих, слепых и слабовидящих. При содействии специалистов фонда «Со-единение» в рамках выставки будут организованы экскурсии для людей с ограниченными возможностями, а круглые столы будут проходить при участии специально обученных медиаторов.

Формирование доступной культурной среды является одним из ключевых принципов музейной концепции ГЭС-2, над которой в данный момент ведет работу фонд V–A–C. Не менее важна проблема внедрения актуальных музейных технологий по работе с людьми с ограниченными возможностями на площадках объединения «Манеж».

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+