Искусство для людей с ограниченными возможностями

Zuma Press/ТАСС
Zuma Press/ТАСС

Осенью в Москве на площадке Музея Вадима Сидура будет запущен совместный исследовательский проект Музейно-выставочного объединения «Манеж» и фонда V–A–C «Общее целое», посвященный вопросам восприятия искусства людьми с ограниченными физическими возможностями и их включения в современный художественный процесс. Проект будет реализован при содействии Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение».

Основные цели проекта, разрабатываемого как междисциплинарное исследование и открытая дискуссия, — поиск эффективных путей включения людей с ограниченными возможностями в современный культурный процесс, выявление актуальных стратегий художественного осмысления проблем инвалидности, а также формирование теоретической базы для художественных практик, обращающихся к этой теме или направленных на аудиторию с особыми потребностями по здоровью.

В течение двух месяцев, в сентябре — октябре, в Музее Вадима Сидура планируется провести шесть круглых столов, которые объединят отечественных и зарубежных теоретиков искусства, философов, педагогов, психологов, историков и социологов, художников и кураторов.

Выбор места не случаен. Вадим Сидур — советский скульптор, яркий представитель послевоенного неофициального искусства, ветеран и инвалид Великой Отечественной войны, в творчестве которого тема инвалидности и травмы занимает одно из центральных мест. В конце 1980-х годов в тогда еще будущий музей скульптора и его мастерскую несколько раз приезжали воспитанники и выпускники Загорского детского дома-интерната для слепоглухих. Там они получали возможность тактильно познакомиться с «формалистским» искусством художника, поэтому Музей Вадима Сидура можно назвать одним из первых мест, где происходила передача знания об отечественном современном искусстве людям с нарушениями зрения и слуха.

В период проведения круглых столов на площадке музея будет работать одноименная выставка, подготовленная специалистами фонда V–A–C и «Манежа», она объединит работы современных художников, произведения Вадима Сидура, а также материалы, связанные с историей реабилитации слепоглухих. Итогом проекта станет сборник, в который будут включены теоретические и практические наработки его участников.

В музее предполагается создание доступной среды для слепоглухих, слепых и слабовидящих. При содействии специалистов фонда «Со-единение» в рамках выставки будут организованы экскурсии для людей с ограниченными возможностями, а круглые столы будут проходить при участии специально обученных медиаторов.

Формирование доступной культурной среды является одним из ключевых принципов музейной концепции ГЭС-2, над которой в данный момент ведет работу фонд V–A–C. Не менее важна проблема внедрения актуальных музейных технологий по работе с людьми с ограниченными возможностями на площадках объединения «Манеж».

Самое читаемое:
1
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
Выставка в Центре изобразительных искусств Сейнсбери в английском Норидже посвящена постколониальной интерпретации того, как со временем переосмыслялся образ страны Клеопатры и Тутанхамона
31.10.2022
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
2
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
3
Арт-вандализм в эпоху хайпа
Десятки нападений на картины уже совершили экоактивисты, пытаясь привлечь внимание к климатическим изменениям. Они приклеивают себя к рамам и бросают в картины еду. Чем вандализм в 2022 году отличается от «традиционного»?
31.10.2022
Арт-вандализм в эпоху хайпа
4
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
5
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
6
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
7
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+