18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Десять часов о реализме в Эрмитаже

В ночь с 10 на 11 июня в Государственном Эрмитаже прошел интеллектуальный марафон «Реализмы», поддержанный газетой The Art Newspaper Russia и фондом IN ARTIBUS.

Этот необычный формат дискуссии, придуманный отделом современного искусства музея во главе с Дмитрием Озерковым и скрыто оппонирующий «Ночи музеев», был приурочен к выставке «Реализмы», недавно открывшейся в музее и показывающей трех современных художников, работающих с фигуративностью: американцев Тони Мателли и Джима Шоу и британца Митча Гриффитса. Как верно определил представленное искусство глава отдела новейших течений Государственного Русского музея Александр Боровский, «оно исполняет функции реализма, потому что показывает технологический цикл создания нарратива».

За почти десять часов, с шести вечера и до раннего утра, перед публикой, заполнившей парадную лестницу нового пространства Эрмитажа в здании Главного штаба, превратившуюся по этому случаю в большой крытый амфитеатр, со словами о реализме выступили искусствоведы, художники, философы. Обращаясь к участникам интеллектуального марафона, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский признался, что хочет возродить традицию бесед и разговоров, которые раньше массово происходили на выставках.

Дискуссии, разделенные на восемь тем — от «Ужасов реального в искусстве» до «Проблемы документа в фотографии», — сменяли друг друга безостановочно, а в это время в фойе шли перформансы трех художников. Скульптор Павел Игнатьев лепил метровую голову Владимира Стасова — выдающийся русский арт-критик, 110 лет со дня смерти которого исполняется в этом году, стал одним из героев выступлений: Алексей Бойко из Русского музея назвал его «эффективным критиком», Илья Доронченков из Европейского университета предложил «побрить Стасова», Иван Саблин из Российского института истории искусств назвал его «абсолютно неактуальной фигурой». Действительно, понимание реализма передвижниками надолго определило восприятие искусства отечественным зрителем и массовую любовь к фигуративности. Тему «берегов реализма» попытались раскрыть в своих выступлениях, в частности, ректор Академии художеств Семен Михайловский и директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, закончившая речь призывом: «Сегодня надо быть современным человеком и отбросить партийность и ангажированность, чтобы быть максимально объективным и восприимчивым».

Полуночные поиски реализма и реальности в Главном штабе завершились перформансом Олега Кулика. Известный современный художник с классическим образованием скульптора с помощью ассистентки вылепил группу из двух человеческих фигур, которые должны быть размещены внутри муляжа коровы, тем самым апеллируя к своему проекту середины 1990-х годов «Вглубь России».

Ознакомиться с выступлениями вы можете в видеозаписи на нашем сайте.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+