Воскресение Рубенса

Фото: Государственный Эрмитаж
Фото: Государственный Эрмитаж

Государственный Эрмитаж продолжает показывать произведения после завершения реставрации и сопутствующих исследований, в результате чего в научный оборот вводятся прежде неизвестные факты и работы художников — будет верно сказать, что таким образом музей делает ценные подарки себе и всем зрителям. Вслед за расчищенными «Святым Лукой, рисующим Мадонну» Рогира ван дер Вейдена и «Флорой» неизвестного художника круга Леонардо из частного собрания, которые экспонируются сейчас в музее, 6 июня публике был явлен Питер Пауль Рубенс, ранее никогда не выставлявшийся в музейных залах.

Почти 80 лет в фондах Эрмитажа хранилось «Воскресение Христа» — накатанное на вал огромное полотно размером почти 5х3 м. Про картину было известно, что приобретена она еще Екатериной II как работа Рубенса, затем висела в Троицком соборе Александро-Невской лавры до ее закрытия в 1934 году. Поступив в музей, она не имела точной атрибуции вплоть до того, что считалась увеличенной живописной копией с гравюры подобной композиции и сюжета. Сохранность работы, не задокументированной фотографиями и без движения пролежавшей 80 лет, не позволяла увидеть в ней руку знаменитого мастера.

После реставрации, начавшейся в 2012 году в Реставрационно-хранительском центре Эрмитажа «Старая Деревня» и только недавно завершившейся, можно точно утверждать, что это подлинная работа Рубенса. Скорее всего, она была заказана художнику для ныне не существующего алтаря доминиканской церкви в Антверпене и написана в 1610–1611 годах, вскоре после возвращения мастера из Италии в конце 1608 года. Работа была доведена Рубенсом до состояния подмалевка, но не закончена (должно быть, церкви понадобилась картина меньшего формата и на иной сюжет). Еще в XVII веке «Воскресение Христа» менялось — в процессе реставрационных работ выяснилось, что первоначально прямоугольную композицию несколько раз кадрировали, холст обрезался с одной стороны и надставлялся с другой. Снятие потемневшего лака и расчистка поздних записей позволили выявить авторскую живопись: торс Христа и фигуры двух стражников на переднем плане Рубенс проработал тщательнее остальных частей.

«Воскресение Христа» будет висеть в Главном штабе до начала октября, после картине хотят найти место в Зимнем дворце, однако из-за размера она способна подавить другие, более значимые по художественному качеству работы в зале Рубенса.

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+