18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Воскресение Рубенса

Фото: Государственный Эрмитаж
Фото: Государственный Эрмитаж

Государственный Эрмитаж продолжает показывать произведения после завершения реставрации и сопутствующих исследований, в результате чего в научный оборот вводятся прежде неизвестные факты и работы художников — будет верно сказать, что таким образом музей делает ценные подарки себе и всем зрителям. Вслед за расчищенными «Святым Лукой, рисующим Мадонну» Рогира ван дер Вейдена и «Флорой» неизвестного художника круга Леонардо из частного собрания, которые экспонируются сейчас в музее, 6 июня публике был явлен Питер Пауль Рубенс, ранее никогда не выставлявшийся в музейных залах.

Почти 80 лет в фондах Эрмитажа хранилось «Воскресение Христа» — накатанное на вал огромное полотно размером почти 5х3 м. Про картину было известно, что приобретена она еще Екатериной II как работа Рубенса, затем висела в Троицком соборе Александро-Невской лавры до ее закрытия в 1934 году. Поступив в музей, она не имела точной атрибуции вплоть до того, что считалась увеличенной живописной копией с гравюры подобной композиции и сюжета. Сохранность работы, не задокументированной фотографиями и без движения пролежавшей 80 лет, не позволяла увидеть в ней руку знаменитого мастера.

После реставрации, начавшейся в 2012 году в Реставрационно-хранительском центре Эрмитажа «Старая Деревня» и только недавно завершившейся, можно точно утверждать, что это подлинная работа Рубенса. Скорее всего, она была заказана художнику для ныне не существующего алтаря доминиканской церкви в Антверпене и написана в 1610–1611 годах, вскоре после возвращения мастера из Италии в конце 1608 года. Работа была доведена Рубенсом до состояния подмалевка, но не закончена (должно быть, церкви понадобилась картина меньшего формата и на иной сюжет). Еще в XVII веке «Воскресение Христа» менялось — в процессе реставрационных работ выяснилось, что первоначально прямоугольную композицию несколько раз кадрировали, холст обрезался с одной стороны и надставлялся с другой. Снятие потемневшего лака и расчистка поздних записей позволили выявить авторскую живопись: торс Христа и фигуры двух стражников на переднем плане Рубенс проработал тщательнее остальных частей.

«Воскресение Христа» будет висеть в Главном штабе до начала октября, после картине хотят найти место в Зимнем дворце, однако из-за размера она способна подавить другие, более значимые по художественному качеству работы в зале Рубенса.

Самое читаемое:
1
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
Новый директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, возглавившая его после ухода Марины Лошак, рассказывает о своих ближайших планах и взглядах на развитие музея
27.03.2023
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
2
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
3
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
4
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
Живописный город на севере Израиля расположился на склонах горы Кармель. Чем он славен, кроме диковинных и немного китчевых Бахайских садов, и что стоит посмотреть в стороне от привычных туристических маршрутов
24.03.2023
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
5
Выставка графики Татьяны Мавриной открылась в фонде In artibus
В экспозиции «От моря до моря» представлены произведения из частных собраний, которые охватывают почти 60 лет творчества художницы
22.03.2023
Выставка графики Татьяны Мавриной открылась в фонде In artibus
6
Храм чистоты превратился в храм искусства
Аукционный дом Vladey открыл для широкой публики выставочное пространство в бывшем доходном доме на Неглинной улице. На первой выставке в роскошном помещении представлены сливки современного отечественного искусства
06.03.2023
Храм чистоты превратился в храм искусства
7
«Последний день Помпеи» уходит на реставрацию
Картину Карла Брюллова из собрания Государственного Русского музея планируют очистить от потемневшего лака и поздних записей
22.03.2023
«Последний день Помпеи» уходит на реставрацию
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+