18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Владимир Михайлов: «В этой работе долгое время нужно быть послушником»

№44, июнь 2016
№44
Материал из газеты

Посвятив более 30 лет созданию изделий декоративно-прикладного искусства, повествующих о христианстве, сегодня Владимир Михайлов по праву считается главным православным ювелиром России. В начале мая, как раз к Пасхе, в Москве прошла выставка, посвященная его творчеству

Яйцо-складень Боговоплощение. Серебро
Яйцо-складень Боговоплощение. Серебро
Справка

Владимир Михайлов
Художник-камнерез православных образов и символов

1983 первое изделие, вырезанное из камня
2004 начало сотрудничества с Михаилом Сасонко и первая коллекция украшений из благородных металлов

Еще…

Помните ли вы момент, когда решили, что посвятите свою жизнь декоративно-прикладному искусству? Было ли событие, которое вас к этому подтолкнуло?

Сложно сказать. Если честно, точно не помню. Мне кажется, осознание, что я хочу этим заниматься, пришло, когда я впервые взял в руки камень и из него что-то получилось. Наверное, где-то в 1980-х годах. Это было ощущение, что я могу что-то сам сделать, по-настоящему создать, сотворить.

Среди ваших работ, помимо классических православных атрибутов вроде крестов, икон и перстней, есть коллекция пасхальных яиц. Откуда пришла идея такой линии?

Эта идея возникла как желание сделать что-то новое и более детальное, то есть попробовать создать более высокотехнологичное изделие, проверить свои возможности и умения. Пасхальные яйца — фактура, с которой можно работать в разных направлениях. Эта коллекция первая в своем роде, раньше были лишь единичные экземпляры. Сначала я попробовал сделать механическое яйцо сложной конфигурации, а через год, к следующей Пасхе, решил создать уже целую коллекцию, но технически немного проще.

Как появляются предметы из коллекции «Фантазии»? Это те идеи, которые не умещаются по своему воплощению в основные коллекции?

Смысл этой коллекции кроется в самом названии, это действительно фантазии. Эти изделия — чистое творчество, когда художник отдыхает от работы, фантазирует и созидает легко и в удовольствие.

Недавно в ВМДПНИ состоялась ваша выставка. Какие впечатления у вас остались после нее?

Честно сказать, для меня это было немного неожиданно. Это, конечно, очень почетно, и, безусловно, о том, что я удостоился в таком формате и особенно в таком месте себя показать, можно было только мечтать. Для меня это невероятный и очень сильный заряд эмоций, вдохновения, чтобы продолжать работать дальше. Запас потенциала надолго вперед.

В рамках выставки была организована и образовательная программа. Это была ваша инициатива?

Программа была организована самим музеем, и я был приятно удивлен, когда узнал о ней. Для посетителей выставки искусствовед Андрей Боровский прочел лекции на тему Традиционный костюм в круге жизни русского человека, а филолог-фольклорист Анна Некрылова рассказывала о Пасхе в контексте традиционной народной культуры.

Что из ваших работ можно было увидеть в музее?

Основных разделов выставки было четыре: совсем ранние мои работы; Православные праздники, куда вошли изделия, посвященные особо почитаемым в православии праздникам; Православные таинства, где можно было увидеть сакральные предметы, которые сопровождают человека в главных таинствах, а потом передаются по наследству из поколения в поколение, такие предметы, которые считаются благословением детям и близким людям в важнейшие моменты их жизни; и еще один раздел — это, конечно, Пасха. В нем были представлены те самые пасхальные яйца — от миниатюрных подвесок до настольных художественных композиций.

На выставке были и ваши художественные работы, а сейчас вы продолжаете рисовать?

Да, когда нахожу время, обязательно стараюсь рисовать, это очень важно. Это как гимнастика, как зарядка по утрам — важна и необходима. В любом возрасте, в любом состоянии художник должен дружить с рисунком. Я предпочитаю графику. Делаю какие-то карандашные наброски, очень люблю рисовать пейзажи — просторы родные в Боровичах, горизонты.

А если говорить о молодежи, вы лично как-то поддерживаете молодых художников или ювелиров, работающих в схожих с вами техниках?

Нет, потому что я просто не вижу этой ауди­тории и не вижу в ком-то заинтересованности в этом деле. Если появятся единомышленники, поверьте, я буду только рад, но, к сожалению, пока не встречал. Это такая скрупулезная техника, очень сложная, а молодежь хочет эффектности и чтобы всё и сразу. Но в этой работе долгое время нужно быть, так скажем, послушником. А быть послушным нынешней молодежи нелегко.

А не было мысли создать свою школу, передавать мастерство и знания?

Я сам еще продолжаю постоянно учиться. И сказать, что я создал школу и достоин учеников, — значит поставить точку в творчестве. Я для себя это так понимаю.

Кому-нибудь из ваших троих детей вы передаете свои знания и умения?

Стараюсь понемногу приобщать дочь. У нее есть упрямство, это хорошее качество для нашего дела. А что будет дальше — посмотрим.

Есть еще что-то, что вас увлекает, чем вы интересуетесь, помимо ювелирного дела?

Конечно, есть. Ювелирное дело — это выход творческой энергии. А увлекает меня все, что есть вокруг, весь мир. Я люблю музыку, люблю книги и интересуюсь всем — от церковного пения до езды на самокате.

Самое читаемое:
1
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
2
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
3
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
4
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
5
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
Чтобы безвозмездно расстаться со своими художественными богатствами, нужно потратить немало времени, сил и даже денег. В США процедуры музейного дарения превратились в особую финансово-юридическую отрасль, которая существует по собственным законам
01.02.2023
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
6
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
7
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+