Единственный антиканонизированный

№43, май 2016
№43
Материал из газеты

Сиджизмондо Малатеста, разумеется, принимал христианство, но только на своих условиях: античность тогда не обязательно обозначала язычество

Anthony F. D’Elia. Pagan Virtue in a Christian World: Sigismondo Malatesta and the Italian Renaissance. Harvard University Press. 330 с. £29,95, €36, $39,95 (твердая обложка). На английском языке
Anthony F. D’Elia. Pagan Virtue in a Christian World: Sigismondo Malatesta and the Italian Renaissance. Harvard University Press. 330 с. £29,95, €36, $39,95 (твердая обложка). На английском языке

С трудом верится, что фраза «эта задница о двух ногах в суждениях своих мудрее любого из смертных, хотя и утверждает, что Бога нет» была произнесена папой римским. Однако это подлинные слова Пия II (1405–1464) о правителе Римини Сиджизмондо Малатесте (1417–1468), герое книги Языческая доблесть в христианском мире, написанной Энтони Д’Элиа.

Автор начинает с поворотного момента в жизни Сиджизмондо — его «антиканонизации», совершенной Пием II 27 апреля 1462 года (кстати, она по-прежнему остается единственной антиканонизацией в истории). К тому времени Пий уже отлучил Сиджизмондо от церкви на Рождество 1460 года, однако не добился этим желаемого. Папа хотел, чтобы Малатеста вернул свои земли (среди них, города Чезена близ Равенны и Фано возле Пезаро) в состав Папской области. Поэтому в 1461-м Пий отправил туда войска, потерпевшие поражение. В ответ разъяренный понтифик и изобрел антиканонизацию, чтобы обречь еще живую душу на адские муки.

Проклятие представляло собой обличительную речь, скрепленную папской буллой. В ней Сиджизмондо обвинялся в изнасиловании, инцесте, некрофилии, убийстве и язычестве. Пий требует, чтобы душа Сиджизмондо «была проклята, а труп брошен без погребения и без надгробия, без траурной церемонии».

Папа утверждал, что антиканонизация должна была подтолкнуть Сиджизмондо на путь исправления, что и случилось: в 1463 году Малатеста, разорившийся и растерявший друзей, сдался. Он отрекся от еретических взглядов, пообещал ежедневно читать Символ веры, поститься по пятницам, совершить паломничество в Рим и Иерусалим. Выплатив Пию все давно просроченные долги, он был прощен и оставлен правителем Римини.

Историки раннего Нового времени традиционно тиражировали «черную легенду» о преступлениях Сиджизмондо, и к XIX столетию он окончательно превратился в итальянский национальный символ борьбы против папства, в итоге став героем фашистов ХХ века.

Д’Элиа особенно интересует возрождение язычества при дворе Сиджизмондо, информацию о котором он черпает из двух заказанных правителем произведений. Из Hesperis, эпической поэмы пармца Базино де Базини, в которой Сиджизмондо изображен античным воином, превращающимся в бога, и из трактата о войне Роберто Валтурио. В нем Малатеста изображается равным Цезарю и Александру Великому. В обоих текстах превозносятся черты, осуждаемые Пием: хитрость, жестокость на войне, увлечение искусством, статус полубога, наслаждение плотской любовью.

Д’Элиа лишь походя пишет о расцвете искусств при дворе Сиджизмондо, где создавали бронзовые медали Пьеро делла Франческа и Маттео де Пасти. Самым масштабным проектом Малатесты стала реконструкция церкви Сан-Франческо в Римини, получившей название Темпио Малатестиано. Покровительство Сиджизмондо искусствам родилось из его стремления превзойти великих меценатов Флоренции, Рима, Феррары и Венеции. Несмотря на то что заказы его, если рассматривать их по отдельности, соответствуют стандартам правителей-современников, в целом художественная программа Малатесты «носит подчеркнуто языческий характер».

Тем не менее Сиджизмондо, скорее всего, не считал себя поклонником античных богов в буквальном смысле. Настоящему язычнику не было бы никакого дела до антиканонизации, а Сиджизмондо отрекся от ереси, чтобы спасти свою душу. Он подчинился требованиям папы Пия, однако интереса к языческому миру не утратил. В 1465 году он захоронил тело византийского философа-еретика Гемиста Плифона в своем Темпио Малатестиано, что показывает: для Сиджизмондо противостояние христианского и языческого мира носило сугубо политический, а не теологический характер. 

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
Умер художник Дмитрий Врубель
В Берлине на 63-м году жизни скончался художник Дмитрий Врубель. Он был автором символа конца холодной войны — граффити с поцелуем двух престарелых лидеров, Брежнева и Хонеккера, написанного им на руине Берлинской стены
15.08.2022
Умер художник Дмитрий Врубель
7
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+