Роман рейха с Ренессансом

№43, май 2016
№43
Материал из газеты

Как Германия строила идентичность

Martin Ruehl. The Italian Renaissance in the German Historical Imagination, 1860–1930. Cambridge University Press. 341 с. £65 (твердая обложка). На английском языке
Martin Ruehl. The Italian Renaissance in the German Historical Imagination, 1860–1930. Cambridge University Press. 341 с. £65 (твердая обложка). На английском языке

Для немцев, как и для других наций, конец XIX — начало XX века стало временем формирования национального самосознания. Это вело к резким, а порой и откровенно не считающимся с иными мнениями попыткам определить канон национальной культуры — не только в изобразительном искусстве, но и в музыке, литературе и архитектуре. Однако становление национальной идентичности происходило в рамках диалога с иными культурами: дискуссии об истории других служили утверждению воображаемой (или желанной) коллективной самости.

Мартин Руэл в книге The Italian Renaissance in the German Historical Imagination, 1860–1930 (Итальянское Возрождение в немецкой исторической мысли, 1860–1930) показывает, как изучение немецкой историографии флорентийского Кватроченто дает направление исследованиям собственно немецкой национальной мысли.

Руэл напоминает о том, что многих либералов конца XIX века эпоха Возрождения привлекала как символ гуманизма, индивидуализма и гражданского самоуправления. С Якоба Буркхардта Ренессанс стал рассматриваться как момент прорыва модерности. Не случайно общественные здания того времени: муниципалитеты, театры, концертные залы — возводили в неоренессансном стиле. Все это свидетельствует о нарастании в Германии вплоть до рубежа веков либеральных политических настроений. Но Руэл считает, что это была не единственная — и, вероятно, не самая притягательная — трактовка Ренессанса, бытовавшая перед Первой мировой войной.

Немецкие толкователи чужого искусства в начале ХХ века стали отзываться на жестокость периода и реальную политику его главных действующих лиц; к 1900‑м годам возник новый образ Ренессанса, сформированный идеями Фридриха Ницше. Отныне трактовка Возрождения определялась протестантским, националистическим и германоцентристским видением истории. Руэл показал, до какой степени представления о Ренессансе в то время были искажены откровенно националистическими и расистскими теориями о мировой миссии Германии. Сложившаяся до 1933 года историографическая традиция исследований Ренессанса интеллектуально мигрировала в США вместе с бежавшими туда искусствоведами, заполнить этот пробел до конца германской академической науке так и не удалось.

После 1945 года представления Буркхардта о Ренессансе как о времени рождения модерного мира вытеснились мнением о том, что на эту роль должна претендовать Реформация.

Сфера исследований истории Реформации процветает и по сей день, что покажет приближающийся Год Лютера. Националистическая же и расистская трактовка Ренессанса, подпитывавшая зарождение Третьего рейха, привела к упадку этой сферы исследований в Германии. 

Самое читаемое:
1
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
2
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
3
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
4
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
7
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+