Роман рейха с Ренессансом

№43, май 2016
№43
Материал из газеты

Как Германия строила идентичность

Martin Ruehl. The Italian Renaissance in the German Historical Imagination, 1860–1930. Cambridge University Press. 341 с. £65 (твердая обложка). На английском языке
Martin Ruehl. The Italian Renaissance in the German Historical Imagination, 1860–1930. Cambridge University Press. 341 с. £65 (твердая обложка). На английском языке

Для немцев, как и для других наций, конец XIX — начало XX века стало временем формирования национального самосознания. Это вело к резким, а порой и откровенно не считающимся с иными мнениями попыткам определить канон национальной культуры — не только в изобразительном искусстве, но и в музыке, литературе и архитектуре. Однако становление национальной идентичности происходило в рамках диалога с иными культурами: дискуссии об истории других служили утверждению воображаемой (или желанной) коллективной самости.

Мартин Руэл в книге The Italian Renaissance in the German Historical Imagination, 1860–1930 (Итальянское Возрождение в немецкой исторической мысли, 1860–1930) показывает, как изучение немецкой историографии флорентийского Кватроченто дает направление исследованиям собственно немецкой национальной мысли.

Руэл напоминает о том, что многих либералов конца XIX века эпоха Возрождения привлекала как символ гуманизма, индивидуализма и гражданского самоуправления. С Якоба Буркхардта Ренессанс стал рассматриваться как момент прорыва модерности. Не случайно общественные здания того времени: муниципалитеты, театры, концертные залы — возводили в неоренессансном стиле. Все это свидетельствует о нарастании в Германии вплоть до рубежа веков либеральных политических настроений. Но Руэл считает, что это была не единственная — и, вероятно, не самая притягательная — трактовка Ренессанса, бытовавшая перед Первой мировой войной.

Немецкие толкователи чужого искусства в начале ХХ века стали отзываться на жестокость периода и реальную политику его главных действующих лиц; к 1900‑м годам возник новый образ Ренессанса, сформированный идеями Фридриха Ницше. Отныне трактовка Возрождения определялась протестантским, националистическим и германоцентристским видением истории. Руэл показал, до какой степени представления о Ренессансе в то время были искажены откровенно националистическими и расистскими теориями о мировой миссии Германии. Сложившаяся до 1933 года историографическая традиция исследований Ренессанса интеллектуально мигрировала в США вместе с бежавшими туда искусствоведами, заполнить этот пробел до конца германской академической науке так и не удалось.

После 1945 года представления Буркхардта о Ренессансе как о времени рождения модерного мира вытеснились мнением о том, что на эту роль должна претендовать Реформация.

Сфера исследований истории Реформации процветает и по сей день, что покажет приближающийся Год Лютера. Националистическая же и расистская трактовка Ренессанса, подпитывавшая зарождение Третьего рейха, привела к упадку этой сферы исследований в Германии. 

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
5
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+