18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Русские и итальянские художники встретились у фонтана Треви

Выставка «Только Италия. Архитектурный пейзаж с восемнадцатого века до наших дней» открылась в Риме в залах Национального музея графики (другое название — калькографии). Это тот самый музей, к одному из фасадов которого примыкает популярная римская достопримечательность — фонтан Треви. Из Рима — главный редактор TANR Милена Орлова.


Выставка «Только Италия» впервые прошла в 2014 году в Государственной Третьяковской галерее и была посвящена итальянскому влиянию на российских архитекторов и художников. В Риме, как рассказала один из ее кураторов Ирина Седова, ее показывают в несколько измененном виде: к работам из коллекции Третьяковки и собрания Фонда Сергея Чобана (Берлин) добавилась графика из коллекции итальянского музея. 

В трех залах экспозиции — как самые знаменитые имена русского искусства, (Суриков, Врубель, Серов, Бенуа), так и ныне почти забытые мастера (как, например, художник XVIII века Алексей Шабанов). Естественно, тон задают архитекторы — от Кваренги и Тома де Томона, от советских классицистов Жолтовского, Фомина и Иофана до наших современников, тяготеющих к классике, — Михаила Филиппова, Максима Атаянца, Сергея Чобана и главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова.

«Показ выставки “Только Италия” в Риме — еще один важный шаг по популяризации искусства архитектурного рисунка, — сказал TANR Сергей Кузнецов. — Вместе с тем это и очень символическое событие: выставка посвящена тому, насколько значимой Италия всегда была для рисующих архитекторов, и теперь мы, наконец, получили возможность показать ее на родине их вдохновения. Причем благодаря вкладу Института графики география представленных работ стала еще шире, убедительно доказывая, что Италия привлекала архитекторов самых разных стран. Лично мне продолжать эту традицию чрезвычайно интересно и важно. Архитектурное наследие Италии столь велико и многообразно, что его можно рисовать всю жизнь, постигая через работу рукой идеал пропорций, масштаба и пространственной композиции». 

Сергей Чобан, архитектор, основатель Музея архитектурной графики в Берлине и участник выставки, рассказал, как возник ее замысел: «Люди путешествовали, рисовали начиная с XVIII века — эпохи, когда стал популярен гранд-тур по античным памятникам Италии. Та выставка в Москве была посвящена преемственности, которую порождает сама тема Италии. Выставку в Москве посетил выдающийся архитектор Сантьяго Калатрава, которому она очень понравилась. Он позвонил Антонелле Фуска, директору Римского музея калькографии (представьте, здесь, в этом музее, хранятся все доски Пиранези), и сказал: вы должны сделать у себя эту выставку о влиянии итальянских художников на русское искусство. У музея калькографии есть своя коллекция — 25 тыс. листов графики. Они выбрали для выставки некоторые из них и сформировали зал. Это выставка уже не двух музеев, как было в Москве, а трех. И тут другой подбор работ. И особая атмосфера — ведь это здание примыкает к фонтану Треви».

Кроме того, проект стал флагманским для открывающегося в июле в Милане съезда ICOM (Международного совета музеев). Госпожа Фуска, которая является также руководителем ICOM в Италии, подчеркнула: «Эта прекрасная выставка — еще и хороший пример сотрудничества трех стран».

Помимо архитекторов в разделе XX века можно встретить работы известных иллюстраторов, таких как Евгений Кибрик, или художников с далекой от жанра ведуты ориентацией — как певцов революционных матросов и студентов Фёдора Богородского и Георгия Ряжского или специалиста по вождям Александра Герасимова

Зельфира Трегулова, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи, рассказала нашей газете о других проектах галереи, связанных с Италией: «Я приехала на переговоры в Музеях Ватикана. Мы нашли деньги на реализацию обменных выставок, а Ватикан пока нет — все средства по указанию понтифика направлены на помощь беженцам, на разрешение той гуманитарной катастрофы, которая сейчас происходит. Но мы надеемся, что нам удастся решить этот вопрос, поскольку открытие выставки запланировано на ноябрь, и я надеюсь, что она состоится в срок. Мы также встречались с руководством Музея-квартиры Джорджо Де Кирико в Риме и вели переговоры о выставке Де Кирико в Москве. Музей находится на знаменитой римской площади Испании, и там все осталось как при жизни художника. Выставка Де Кирико планируется с апреля по июнь следующего года».

Выставка «Только Италия» продлится до конца августа. Проект приурочен к XXIV Генеральной конференции Международного совета музеев (ICOM), которая пройдет 3–9 июля 2016 года в Милане.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+