История одного человека в картинках и приключениях

Сборник комиксов и интервью Георгия Литичевского вышел в издательстве «Бумкнига»

Материалы предоставлены издательством "Бумкнига"
Материалы предоставлены издательством "Бумкнига"
Материалы предоставлены издательством "Бумкнига"
Материалы предоставлены издательством "Бумкнига"
Материалы предоставлены издательством "Бумкнига"
Материалы предоставлены издательством "Бумкнига"
Материалы предоставлены издательством "Бумкнига"
Материалы предоставлены издательством "Бумкнига"
Материалы предоставлены издательством "Бумкнига"
Материалы предоставлены издательством "Бумкнига"
Материалы предоставлены издательством "Бумкнига"
Материалы предоставлены издательством "Бумкнига"
Материалы предоставлены издательством "Бумкнига"
Материалы предоставлены издательством "Бумкнига"
Материалы предоставлены издательством "Бумкнига"
Материалы предоставлены издательством "Бумкнига"
Материалы предоставлены издательством "Бумкнига"
Материалы предоставлены издательством "Бумкнига"

Книга Георгия Литичевского готовилась более пяти лет и вышла в издательстве, где уже опубликованы «Маус» Арта Шпигельмана, «Персеполис» Маржан Сатрапи и «Запретное искусство» Вики Ломаско и Антона Николаева. Петербургская «Бумкнига» — независимое издательство авторского комикса, часть проекта, включающего также фестиваль рисованных историй «Бумфест», в котором Литичевский участвовал в 2010 году.

Opus сomicum — так художник называет свое занятие искусством, уравнивая его с «великим деланием» алхимиков. По крайней мере по продолжительности, кропотливости, всеохватности тем и явлений его работы выдерживают сравнение с производством философского камня.

Комиксы Георгий Литичевский начал рисовать в детстве, имитируя телепрограммы мультфильмов, продолжил в школе, где в старших классах выпускал газету, не останавливался в Московском государственном университете, который окончил как историк. В 1980-е годы Литичевский полностью посвящает себя искусству.

В издание вошло более 30 «рассказов в картинках», начиная с самого раннего, который датирован 1978 годом, и до сегодняшнего дня — завершающий книгу создан в 2016 году и носит, как и она вся, название Opus сomicum. Его действие происходит в Петербурге, а герои — Екатерина II, барон Мюнхгаузен и граф Калиостро, скрестивший древнее сакральное животное крокодила с морозостойкими русскими волками и получивший страшного и опасного «волкодила».

О своем интересе к личностям типа Иосифа Бальзамо, увенчавшего изображением крокодила возглавлявшуюся им масонскую ложу, художник говорил неоднократно. В книге собраны интервью 1989 и 2006 годов и теоретические тексты Литичевского — как написанная им самим в 1996-м для «Художественного журнала» «Всемирная история от Гомера до Шпигельмана», так и статьи трех исследователей: Андрея Ерофеева, Станислава Савицкого и Хосе Аланиса. Большая глава из книги американского ученого Komiks: Comic Art in Russia (University Press of Mississippi, 2010), посвященная Литичевскому и основанная на беседах с ним, публикуется на русском впервые.

Комиксы для «Художественного журнала», каждый номер которого начиная с 1993 года содержит смешную и нравоучительную историю, вышедшую из-под пера Литичевского, обыгрывающего главную тему издания, и сейчас смотрятся современно. Студентам художественных учебных заведений можно посоветовать внимательно изучить те, что посвящены популярности, образованию, карьере или связи искусства с философией.

У российского contemporary art «cкелеты в шкафу» (так называется один из комиксов) все те же. Под названием «Визит к Эрику Булатову» знаменитая теория построения художником картины излагается так точно и доходчиво, что этот комикс можно выпустить в серии «для чайников». А многостраничные приключения Льва Толстого, Сергея Есенина, Анатолия Луначарского и Айседоры Дункан или же превратившегося в комиксиста под именем Левитантан певца русской природы — чтение веселое и увлекательное.

В интервью итальянскому журналу Tic в 1989 году приводятся слова Литичевского: «Но я должен рисовать, потому что московская интеллигенция ждет от меня комиксы». Так звучит в обратном переводе утверждение, и оно актуально до сих пор.

Вышедшая книга прекрасно это подтверждает. Презентация издания в Петербурге была приурочена к выставке Георгия Литичевского, открывшейся на Невском проспекте в Центральной городской публичной библиотеке имени В.В.Маяковского — здании Голландской церкви в прошлом, где, по легенде, которую поддерживает художник в своих работах, граф Калиостро вместе с Мюнхгаузеном растили зубастых волкодилов, медведилов и крокозайцев.

Литичевский Г. Opus comicum. СПб.: Бумкнига, 2016. 176 с.

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
18.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
3
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
4
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
5
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
6
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+