18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

История одного человека в картинках и приключениях

Сборник комиксов и интервью Георгия Литичевского вышел в издательстве «Бумкнига»

Книга Георгия Литичевского готовилась более пяти лет и вышла в издательстве, где уже опубликованы «Маус» Арта Шпигельмана, «Персеполис» Маржан Сатрапи и «Запретное искусство» Вики Ломаско и Антона Николаева. Петербургская «Бумкнига» — независимое издательство авторского комикса, часть проекта, включающего также фестиваль рисованных историй «Бумфест», в котором Литичевский участвовал в 2010 году.

Opus сomicum — так художник называет свое занятие искусством, уравнивая его с «великим деланием» алхимиков. По крайней мере по продолжительности, кропотливости, всеохватности тем и явлений его работы выдерживают сравнение с производством философского камня.

Комиксы Георгий Литичевский начал рисовать в детстве, имитируя телепрограммы мультфильмов, продолжил в школе, где в старших классах выпускал газету, не останавливался в Московском государственном университете, который окончил как историк. В 1980-е годы Литичевский полностью посвящает себя искусству.

В издание вошло более 30 «рассказов в картинках», начиная с самого раннего, который датирован 1978 годом, и до сегодняшнего дня — завершающий книгу создан в 2016 году и носит, как и она вся, название Opus сomicum. Его действие происходит в Петербурге, а герои — Екатерина II, барон Мюнхгаузен и граф Калиостро, скрестивший древнее сакральное животное крокодила с морозостойкими русскими волками и получивший страшного и опасного «волкодила».

О своем интересе к личностям типа Иосифа Бальзамо, увенчавшего изображением крокодила возглавлявшуюся им масонскую ложу, художник говорил неоднократно. В книге собраны интервью 1989 и 2006 годов и теоретические тексты Литичевского — как написанная им самим в 1996-м для «Художественного журнала» «Всемирная история от Гомера до Шпигельмана», так и статьи трех исследователей: Андрея Ерофеева, Станислава Савицкого и Хосе Аланиса. Большая глава из книги американского ученого Komiks: Comic Art in Russia (University Press of Mississippi, 2010), посвященная Литичевскому и основанная на беседах с ним, публикуется на русском впервые.

Комиксы для «Художественного журнала», каждый номер которого начиная с 1993 года содержит смешную и нравоучительную историю, вышедшую из-под пера Литичевского, обыгрывающего главную тему издания, и сейчас смотрятся современно. Студентам художественных учебных заведений можно посоветовать внимательно изучить те, что посвящены популярности, образованию, карьере или связи искусства с философией.

У российского contemporary art «cкелеты в шкафу» (так называется один из комиксов) все те же. Под названием «Визит к Эрику Булатову» знаменитая теория построения художником картины излагается так точно и доходчиво, что этот комикс можно выпустить в серии «для чайников». А многостраничные приключения Льва Толстого, Сергея Есенина, Анатолия Луначарского и Айседоры Дункан или же превратившегося в комиксиста под именем Левитантан певца русской природы — чтение веселое и увлекательное.

В интервью итальянскому журналу Tic в 1989 году приводятся слова Литичевского: «Но я должен рисовать, потому что московская интеллигенция ждет от меня комиксы». Так звучит в обратном переводе утверждение, и оно актуально до сих пор.

Вышедшая книга прекрасно это подтверждает. Презентация издания в Петербурге была приурочена к выставке Георгия Литичевского, открывшейся на Невском проспекте в Центральной городской публичной библиотеке имени В.В.Маяковского — здании Голландской церкви в прошлом, где, по легенде, которую поддерживает художник в своих работах, граф Калиостро вместе с Мюнхгаузеном растили зубастых волкодилов, медведилов и крокозайцев.

Литичевский Г. Opus comicum. СПб.: Бумкнига, 2016. 176 с.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+