18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Вглубь когнитивного диссонанса

Как нищенствующие монашеские ордена ренессансной Италии примиряли свои бедные идеалы с реальным богатством

В разговорах о литературном фестивале в городе Хей-он-Уай этого года слышатся мрачные пророчества о том, что в ближайшем будущем электронные книги и другие виды новых технологий вытеснят печатные издания. Считаю своим долгом заявить: ни один человек в здравом уме и твердой памяти не откажется от печатной версии каталога Sanctity Pictured: the Art of the Dominican and Franciscan Orders in Renaissance Italy.

Эта замечательно изданная книга сопровождала одноименную выставку Центра изобразительных искусств Фриста в Нашвилле в штате Теннесси. Его директор, несомненно, права, когда пишет о том, что это издание «ждет большое будущее после окончания выставки» и оно «станет важным инструментом для всех интересующихся итальянским Возрождением, тем, как пересекались в этот период искусство и религия».

Исследование построено вокруг неразрешимого противоречия: как вышло, что реформистское движение, обновляющее евангельский призыв Христа к отречению от земных богатств в надежде на будущую награду, с акцентом на бедность в духе и в образе жизни, привело к небывалому размаху покровительства изобразительному искусству?

Несомненно, святые Франциск и Доминик с определенной иронией должны наблюдать за тем, как их последователи возводили чудеса архитектуры вроде базилики в Ассизи (с заказом Джотто росписей на ее стенах) или флорентийской Санта-Мария Новелла (с ее великой Мадонной Ручеллаи Дуччо).

Джанет Робсон в определенной мере удалось объяснить (но не разрешить) это основополагающее противоречие в статье Меняющиеся образы святого Франциска в базилике Сан-Франческо в Ассизи. Здесь Робсон показывает, как начиная с цикла фресок в Нижней церкви идет постепенное превращение бедняка в творящего чудеса alter Christus из Верхней церкви.

Явным образом популярность и влиятельность нищенствующих орденов привели к их отступлению от своих ранних идеалов, от первоначального устройства маленьких групп братьев, делящих общее имущество. Как францисканцы, так и доминиканцы позволили себе превратиться в крупных собственников и застройщиков. Это стало большим плюсом для истории искусства, но, быть может, не столь благоприятно сказалось на их коллективном спасении.

Рождение большей части шедевров, приведенных на иллюстрациях и подвергнутых анализу в этой книге, связано с последователями святого Франциска. Однако не остается без внимания и доминиканская линия, более интеллектуальная и тяготеющая к городу, а не к сельской местности, к комнате для занятий, а не к рынку.

Заключительная статья Триниты Кеннеди В поисках подлинности сопоставляет эти разнящиеся традиции, а Дональд Купер отмечает, что покровительство различным видам искусства служило нуждам религиозных орденов и способствовало расширению их влияния. Но в первую очередь оно было направлено на то, чтобы «служить проповедью и создавать святыни для мирян».

Холли Флора напоминает: несмотря на то что создание произведений искусства заказывали в основном мужские монашеские ордена, в них существовали и женские ветви — имена святой Клары Ассизской и Екатерины Сиенской нельзя сбрасывать со счетов. Ну а мысль, высказанная в заключительном предложении ее статьи, заслуживает того, чтобы развиться в самостоятельную книгу: «Даже невидимые для внешнего мира, доминиканки и францисканки мощно влияли на духовную и художественную линии в деятельности двух орденов, делая эти монашеские движения такими успешными».

Sanctity Pictured: the Art of the Dominican and Franciscan Orders in Renaissance Italy / Trinita Kennedy, ed. I.B.Tauris. 275 с. £35 (твердая обложка). На английском языке

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+