18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

«Театр-трактор»: архитектура в движении и фотографии

В выставочном пространстве негосударственного Фонда развития современной культуры и искусства «Дон», занимающегося поддержкой и популяризацией современных российских художников, открылась первая в родном городе персональная выставка молодого фотографа Сергея Сапожникова «The Drama Machine», поддержанная Газпромбанком Private Banking.

На этот раз успешный российский фотограф размышляет на тему архитектурного наследия, и в частности одного из главных памятников модернизма в Ростове-на-Дону — здания Драматического театра имени Максима Горького, известного в народе как «театр-трактор» из-за своего узнаваемого вида с высоким «лбом» фасада и симметричными, вынесенными вперед с двух сторон галереями, напоминающими тракторные гусеницы.

Театр был построен в начале 1930-х годов по проекту знаменитого дуэта архитекторов, авторов здания Библиотеки имени В.И.Ленина в Москве Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха и представлял собой многофункциональный, как бы сейчас сказали, культурный центр, включавший большой и малый залы, выставочные галереи и обширные помещения для работников сцены. В своем первоначальном виде театр простоял недолго: во время Великой Отечественной войны он был взорван и впоследствии реконструирован, сильно потеряв в площади, но сохранив общий облик. В последние годы театр постигла новая беда — неграмотная реставрация, включающая замену остекления, невнимательную к оригинальной расстекловке, и ремонт интерьеров, не учитывающий особенностей здания.

По словам Сергея Сапожникова, он старался фотографировать театр так, чтобы «не было видно никаких элементов реконструкции». Впрочем, на съемке непосредственно театра Сапожников не останавливается: фотография у него не ограничивается запечатлением реальности — она междисциплинарна и включает элементы перформанса, театра, инсталляции. Фотограф заново конструирует пространство, сооружая в нем ломаные объекты, в данном случае вдохновленные образом трактора, приглашая зрителей к взаимодействию с ними и фиксируя этот процесс. Таким образом, он выстраивает драматургию процесса, по словам куратора выставки Ирене Кальдерони, «показывая, что архитектура существует во времени. Он помещает архитектуру в движение, сообщая ей динамику, и метафора театра здесь очень полезна, поскольку в проекте есть драма и очень важен его перформативный подход к фотографии».

Проект был осуществлен при поддержке Газпромбанка Private Banking, которому принадлежит часть показанных на выставке снимков Сергея Сапожникова. «Очень приятно, что здесь присутствуют работы из нашей коллекции, — рассказала TANR вице-президент Газпромбанка Марина Ситнина. — С Сергеем Сапожниковым было особенно интересно делать выставку, потому что он человек необыкновенно честный в своем отношении к искусству и по-настоящему ему преданный. Я думаю, что через объектив своего фотоаппарата так же по-честному можно увидеть проблемы, которые не видны невооруженным глазом. Я надеюсь, что таким образом получится позволить нашему наследию развиваться и жить дальше».

К выставке выпущен каталог, который, по словам Марины Ситниной, более полно представляет творчество Сергея Сапожникова. Репродукции фотографий в книге сопровождают статьи, посвященные как непосредственно ростовскому театру (о нем рассказывают архитектор Артур Токарев и британский писатель и журналист Оуэн Хаттерли), так и работам фотографа, о котором написала Ирене Кальдерони.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+