18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Проект «Босх»: как собрать публику в областной центр

Иероним Босх. «Святой Иоанн на Патмосе». 1490–1495. Берлинская картинная галерея. © Photo Rik Klein Gotink and image processing Robert G. Erdmann for the Bosch Research and Conservation Project
Иероним Босх. «Иисус-младенец». 1490–1510. Музей истории искусств, Вена. © Kunsthistorisches Museum, Gemäldergalerie, KHM-Museumsverband, Wene
Иероним Босх. «Несение Креста». 1490–1510. Музей истории искусств, Вена. © Kunsthistorisches Museum, Gemäldergalerie, KHM-Museumsverband, Wene
Иероним Босх. «Поклонение волхвов». 1470–1480. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, фонд Джона Стюарта Кеннеди, 1913. © Photo Rik Klein Gotink and image processing Robert G. Erdmann for the Bosch Research and Conservation Project
Иероним Босх. «Искушение святого Антония». 1500–1510. Художественный музей Нельсона — Аткинса, Канзас-Сити, фонд Уильяма Рокхилла Нельсона. © Rik Klein Gotink and image processing Robert G. Erdmann for the Bosch Research and Conservation Project
Иероним Босх. «Иоанн Креститель (в пустыне)». 1490–1495. Музей Ласаро Гальдиано, Мадрид. © Photo Rik Klein Gotink and image processing Robert G. Erdmann for the Bosch Research and Conservation Project
Иероним Босх. «Инфернальный пейзаж». Частная коллекция, Бельгия. © Photo Rik Klein Gotink and image processing Robert G. Erdmann for the Bosch Research and Conservation Project
Жак Ле Бук. «Портрет Иеронима Босха». 1550-е. Муниципальная библиотека, Аррас. © Arras, Bibliothèque Municipale
Иероним Босх. «Видение загробного мира». 1505–1515. Полиптих. Палаццо Гримани, Венеция. © Photo Rik Klein Gotink and image processing Robert G. Erdmann for the Bosch Research and Conservation Project
Иероним Босх. «Чревоугодие». Фрагмент триптиха «Корабль дураков». 1500–1510. Художественная галерея Йельского университета. © Photo Rik Klein Gotink and image processing Robert G. Erdmann for the Bosch Research and Conservation Project
Иероним Босх. «Святой Иоанн на Патмосе». 1490–1495. Берлинская картинная галерея. © Photo Rik Klein Gotink and image processing Robert G. Erdmann for the Bosch Research and Conservation Project
Иероним Босх. «Иисус-младенец». 1490–1510. Музей истории искусств, Вена. © Kunsthistorisches Museum, Gemäldergalerie, KHM-Museumsverband, Wene
Иероним Босх. «Несение Креста». 1490–1510. Музей истории искусств, Вена. © Kunsthistorisches Museum, Gemäldergalerie, KHM-Museumsverband, Wene
Иероним Босх. «Поклонение волхвов». 1470–1480. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, фонд Джона Стюарта Кеннеди, 1913. © Photo Rik Klein Gotink and image processing Robert G. Erdmann for the Bosch Research and Conservation Project
Иероним Босх. «Искушение святого Антония». 1500–1510. Художественный музей Нельсона — Аткинса, Канзас-Сити, фонд Уильяма Рокхилла Нельсона. © Rik Klein Gotink and image processing Robert G. Erdmann for the Bosch Research and Conservation Project
Иероним Босх. «Иоанн Креститель (в пустыне)». 1490–1495. Музей Ласаро Гальдиано, Мадрид. © Photo Rik Klein Gotink and image processing Robert G. Erdmann for the Bosch Research and Conservation Project
Иероним Босх. «Инфернальный пейзаж». Частная коллекция, Бельгия. © Photo Rik Klein Gotink and image processing Robert G. Erdmann for the Bosch Research and Conservation Project
Жак Ле Бук. «Портрет Иеронима Босха». 1550-е. Муниципальная библиотека, Аррас. © Arras, Bibliothèque Municipale
Иероним Босх. «Видение загробного мира». 1505–1515. Полиптих. Палаццо Гримани, Венеция. © Photo Rik Klein Gotink and image processing Robert G. Erdmann for the Bosch Research and Conservation Project
Иероним Босх. «Чревоугодие». Фрагмент триптиха «Корабль дураков». 1500–1510. Художественная галерея Йельского университета. © Photo Rik Klein Gotink and image processing Robert G. Erdmann for the Bosch Research and Conservation Project

Осталось чуть больше недели до закрытия (8 мая) сенсационной выставки «Иероним Босх. Видения гения» в голландском городе Хертогенбос, или Ден-Бос. Сенсационной по многим причинам, но прежде всего потому, что она неожиданно оказалась невероятно популярной у публики. Музей ради такого случая работает до 11 часов вечера и продает билеты по сеансам онлайн, чтобы избежать давки. Но, как выясняется, успех был тщательно подготовлен голландскими музейщиками и искусствоведами.

Можно смело утверждать, что Музей Северного Брабанта в городке Хертогенбос, административном центре провинции Брабант, для большинства любителей искусства был практически неизвестен до середины февраля, когда король Нидерландов Виллем-Александр открыл «эпохалку». Главным пунктом в программе торжеств по случаю 500-летия со дня смерти Иеронима Босха (1450–1516) казалась открывающаяся в конце мая выставка средневекового сюрреалиста в мадридском Прадо, где хранится наибольшее количество работ художника, а выставка в его родном городе — лишь милым пустячком, аперитивом к основному блюду. Но не тут-то было! Голландцы сделали все, чтобы перетянуть внимание художественного мира на Хертогенбос.

Начнем с того, что широкой публике напомнили, откуда взялся этот мистик и фантазер и где он провел всю свою жизнь. Хотя из его имени это вроде бы и ясно, но из-за особенностей транскрипции в русском языке не очевидно. Носивший с рождения фамилию ван Акен (то есть из Ахена), художник взял другую — по месту жительства. Хертогенбос по-голландски значит «лес герцога» (он был владением герцога бургундского), и Босх — это, собственно, и есть «лес».

По причудам истории ни одной работы Босха в его родном городе не осталось. Все оказались рассеяны по миру. Город сейчас, кроме областной тюрьмы, может похвастать только сохранившейся исторической рыночной площадью с домами, где жил художник. Родительским, где, по некоторым сведениям, у него была мастерская. (Это был семейный бизнес, отец Босха и его дядья тоже были художниками, но их творчество науке не известно.) И своим семейным, в который он переехал, когда женился на состоятельной Алейт Гойартс ван дер Меервенне. Детей у пары не было, но Босх наплодил неимоверное количество подражателей, что до сих пор составляет головную боль для исследователей. На сайте Музея Северного Брабанта активно рекламируется отреставрированный исторический зал, где можно проводить свадьбы и вечеринки, и действительно прекрасный сад со старым раскидистым вязом.

И вот с такими исходными данными Хертогенбос замахнулся не просто на ретроспективу, но на целый научный и реставрационный проект «Босх» — BRCP (Bosch Research and Conservation Project — «Проект по исследованию и реставрации работ Босха»).

Инициатором всей кампании стал мэр Хертогенбоса Том Ромбоутс. Несмотря на скепсис горожан, не веривших, что в их дыре можно сделать что-то мировое, в 2007 году директор музея Шарль де Моой и эксперт по творчеству художника Йос Колдевей представили городскому совету грандиозный план, который и решили осуществить. Подготовка к выставке шла девять лет. За это время BRCP решительно перетряхнул наследие своего соотечественника и переатрибутировал многие произведения. В 2010-му к проекту подключился куратор выставки Матхейс Илсинк.

Заручившись поддержкой коллег из разных музеев, где хранятся работы Босха, BRCP провел съемки картин в высоком разрешении, часть из которых демонстрируется на выставке, а благодаря реставрации (всего было отреставрировано девять картин) стали видны многие важные детали. Например, одно из самых завораживающих видео на выставке — то, где показано, что куст на картине «Иоанн Креститель» первоначально был фигурой священника.

За шесть лет напряженной работы BRCP доказал, что всего руке Босха принадлежит 24 картины и 20 рисунков. Из них 17 картин и 19 рисунков представлены на выставке, в том числе рисунок «Инфернальный пейзаж» из частной бельгийской коллекции и «Искушение святого Антония» из музея в Канзасе, которые ранее считались работами учеников. Кроме того, в экспозицию включено шесть картин последователей Босха, созданных в Хертогенбосе, и разные артефакты: манускрипты, скульптуры, вышивка, которые дают представление о контексте, в котором творил художник.

Свои шедевры дали на выставку Прадо, Метрополитен-музей, Галереи Академии в Венеции, венские Музей истории искусств и Альбертина, Лувр, берлинские Галерея старых мастеров и Кабинет графики, Музей Бойманса — ван Бенингена в Роттердаме и другие. Некоторые произведения, чьи фрагменты раскиданы по разным музеям, впервые объединились на выставке — как известный триптих «Воз сена» и его внешняя створка «Блудный сын» или, например, «Корабль дураков» из Лувра и «Смерть и ничтожество» из Национальной галереи в Вашингтоне, а фрагменты алтаря кафедрального собора Хертогенбоса вообще прибыли из трех разных стран.

Но, возможно, самое скандальное, что совершил BRCP, — это знаменитейшие работы, которым он отказал в авторстве Босха. И это настоящий вызов мировому музейному сообществу. Например, голландские ученые настаивают на том, что «Несение Креста» из Гента — это не Босх. Возможно, некоторой профессиональной ревностью можно объяснить тот факт, что Прадо отказался давать Хертогенбосу самую тиражируемую картину Босха — «Сад земных наслаждений», и в результате на выставке представлен вариант одного из последователей художника из частного собрания.

Ради выставки «Иероним Босх. Видения гения» в музее была проведена реконструкция и выстроено новое крыло. По нынешней моде экспозиция погружена во мрак, работы деликатно подсвечены. Несколько залов, каждый со своей темой: «Путешествие жизни», «Святые», «Босх в Хертогенбосе», «Жизнь Христа», «Босх-рисовальщик» и, последний, «Конец света» — устроены правильно, чтобы шедевры, около которых собирается толпа, перемежались паузами, например, старинными Библиями, из которых Босх брал сюжеты, и экранами с крупными фрагментами работ.

Тех, кому не досталось аудиогидов (их, как и билеты, надо заказывать заранее на сайте музея), снабжают подробнейшим путеводителем на главных европейских языках. Любители живописи охотятся за каталогом-резоне в двух томах, в котором изложены все изыскания BRCP, но тираж на английском языке уже раскуплен.

Единственная претензия, которую можно предъявить организаторам, — то, что они не стали в экспозиции касаться трактовки и символики картин Босха. Между тем это одна из самых интересных историй, связанных с его творчеством. Как признают все эксперты, Босх был пионером в отношении многих сюжетов и иконографий. И вот этот интригующий тайный смысл его живописных, да и графических аллегорий, на выставке пропущен. Возможно, это сделано сознательно, чтобы не перегружать экспозицию. Но именно пояснений, что значат эти фигуры, животные и сюжеты, как-то явственно не хватает. Достаточно упомянуть хотя бы внешние створки завершающего выставку фантастического цикла «Блаженные и проклятые» — о душах, отправляющихся в рай или ад. Створки, покрытые просто каплями краски а-ля Джексон Поллок, одни могли бы служить интереснейшей темой «первого в истории абстракциониста». Но эта возможность, как и многие другие, на выставке не использована.

Делать селфи и вообще фотографировать запрещено, но к услугам посетителей симпатичный музейный магазин с открытками и сувенирами. А те, кому неймется, могут по выходе из музея совершить квест по городу, где расставлены скульптуры по мотивам самых загадочных сюжетов Босха. В каждой витрине — профессионально выполненные наклейки из его картин.

Кроме того, город придумал целую программу тематических увеселений: открылась выставка карнавалом-парадом, в начале июня запланирован городской праздник, на 16–18 июня намечен плавучий парад с работами современных художников, вдохновленных Босхом, потом осенью будет выступать цирк, а 6 ноября в соборе прозвучит реквием по художнику — специально написанное сочинение.

Сам музей явно намерен подкрепить успех серией выставок, связанных с Босхом. Летом там можно будет увидеть мозаики Яна Фабра и картины современников Босха. Предлагается также босхианский тур по ближайшим городам. Похоже, что теперь город Хертогенбос войдет в число культовых художественных мест. И его опыт, пусть агрессивного, но невероятно трудоемкого и во многом патриотического, культурного брендирования многим музеям стоит перенять. Цифры посещения пока неизвестны, но можно быть уверенными, что они окажутся рекордными не только для голландского областного центра.

Самое читаемое:
1
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
2
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
3
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
4
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
Чтобы безвозмездно расстаться со своими художественными богатствами, нужно потратить немало времени, сил и даже денег. В США процедуры музейного дарения превратились в особую финансово-юридическую отрасль, которая существует по собственным законам
01.02.2023
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
7
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+