18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Выставка достижений народного художественного хозяйства

Большая экспозиция отечественного наива в павильоне «Карелия» на ВДНХ

Символично, что выставка наивных художников проходит на бывшей Выставке достижений народного хозяйства. Они и правда народные художники, любимые как профессионалами, так и обычными зрителями. К тому же одна из первых выставок, открывших наивное искусство народу, От наивного искусства до кича, прошла 25 лет назад именно на ВДНХ. Теперь же около 200 произведений из коллекции Государственного музея-заповедника «Царицыно» собрали в павильоне «Карелия». Коллекция наивного искусства появилась в музее в 1990-е, когда на волне интереса ко всему неформатному наив начал собирать научный сотрудник музея Вадим Помещиков.

На нынешней выставке ее куратор Алексей Лебедев попытался систематизировать это несистемное искусство, выделив типичные для него темы. Любовь, родина, животные, герои, пространство, изобилие, праздник и даже советский миф — все мотивы отечественного наива разложены по полочкам. В работах примитивистов огромные рыбы с человечьими глазами бороздят моря, столы ломятся от диковинных яств, люди исключительно «добрые» и даже гении кажутся почти родными. Что бы ни изображал наивный художник, получается рай земной, не меньше. На полотнах Кати Медведевой выделывают заковыристые па балерины, которые, по словам художницы, «как и дети, похожи на ангелов небесных, только по земле ходят». В картинах Елены Волковой гуляют животные невиданной красы: тут и огнегривый лев, и вол, исполненный очей. Словом, рай до грехопадения. У Павла Леонова рай советский, режимный — оттого в его картинах все структурировано, всему свое место в священной государственной иерархии.

Помимо звезд наивного искусства, открытых в ­1990-е, покажут и менее известных, но не менее самобытных авторов — всего их 70. Открытием выставки называют скульптуры псковского пастуха Василия Дмитриева. В названии выставки не зря разделены самодеятельные и наивные авторы. Споры о терминологии в отношении так называемого наивного искусства ведутся давно. Исследователь русского примитива Ксения Богемская писала, что наших художников следует относить к наивным с большой натяжкой. Ведь многие из них имели опыт тюремного заключения, бездомности или психиатрического лечения, что дает основания называть их, скорее, аутсайдерами. Действительно, у них часто довольно схожие биографии, не менее интересные, чем их картины. Часто такой самородок работает плотником или сапожником в глуши, а на досуге вырубает ангелоподобных чурбанчиков. Кто-то ищет свой путь всю жизнь, кто-то открывает талант в глубоко преклонном возрасте, как Баба Люба (Майкова), которая начала писать картины в 85 лет. Одни становятся участниками столичных выставок, продаются в галереях, и аутсайдерами их назвать можно с натяжкой, другие так и прозябают в безвестности. Терминология — вопрос темный, а радость от восприятия наивного искусства, как его ни назови, бес­спорна.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+