РОСИЗО показывает 100 лет русского искусства

Марат Самсонов. Н.С. Хрущев и Ф. Кастро в березовой роще. Начало 1960-х гг. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»
Марат Самсонов. Н.С. Хрущев и Ф. Кастро в березовой роще. Начало 1960-х гг. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»

На ВДНХ открылась Галерея РОСИЗО — выставочная площадка одноименного государственного музейно-выставочного центра. Разместилась она в павильоне № 66, бывшем павильоне «Культура», а до 1964 года — «Узбекская ССР». Здание РОСИЗО получил в льготную аренду при условии реставрации осенью прошлого года. Первым проектом Галереи РОСИЗО стала выставка «Всегда новое. Всегда современное. Искусство XX–XXI веков». У экспозиции довольно амбициозная цель — показать знаковые произведения более чем за 100 лет истории отечественного искусства.

Церемония открытия прошла с размахом. Оркестр Детского музыкального театра имени Наталии Сац исполнил сюиту Георгия Свиридова «Время, вперед!», символизирующую, видимо, после церемонии открытия Олимпиады в Сочи, художественные поиски авангарда (сюита была написана только в 1960-х и к авангарду начала века имеет весьма косвенное отношение, хотя тема из нее, использовавшаяся в качестве музыкальной увертюры к главной новостной программе СССР — «Время», и была долгие годы символом советских достижений). Дань русской театральной традиции отдали исполнением сцены половецких плясок из оперы Александра Бородина «Князь Игорь». Открытие посетили вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец, выразившая надежду на то, что «новый экспозиционный центр станет местом серьезного притяжения, образования, культурного познания для москвичей, гостей столицы, для россиян», министр культуры РФ Владимир Мединский, который поблагодарил администрацию ВДНХ за передачу нескольких павильонов министерству, директор РОСИЗО Сергей Перов и председатель президиума Фонда развития современного искусства Иван Демидов.

Несмотря на обещание показать в экспозиции самые знаковые работы XX–XXI веков, хрестоматийных вещей уровня «Черного квадрата» в галерее увидеть не удастся. У выставки три раздела: искусство первой половины ХХ века, 1960–1980-е годы и период с 1980-х по настоящее время. В первом разделе совместили авангард и соцреализм, причем последний показан в значительных объемах. Авангард представлен работами Ивана Клюна, Александры Экстер, Ивана Малютина и других. От соцреализма выступают, конечно, Александр Дейнека, Аркадий Пластов, Вячеслав Мариупольский и еще целый ряд художников.

Переход к 1960–1980-м годам происходит через аудиовизуальную инсталляцию «Архитектоны» Яна Калнберзина и Евгения Афонина, которую предоставил центр МАРС. Во втором разделе показано официальное искусство, в том числе замечательное полотно «Никита Хрущев и Фидель Кастро в березовой роще» Марата Самсонова и гораздо менее экстатические работы Гелия Коржева, Таира Салахова и Натальи Нестеровой. Здесь же — неофициальные мастера: Владимир Андреенков, Евгений Рухин и Борис Орлов.

Неожиданно солидный раздел посвящен современному искусству — с конца XX века до наших дней. Причем «до наших дней» стоит понимать буквально: на выставке есть работы 2016 года. Почти треть произведений в зале предоставлена галереей «Триумф», в том числе недавно выставлявшаяся там серия «ТЦ» Павла Отдельнова и несколько работ группы Crocodile Power. Помимо молодых художников, здесь присутствуют признанные классики современного искусства: Валерий Кошляков, Эрик Булатов, Ирина Нахова.

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+