РОСИЗО показывает 100 лет русского искусства

Марат Самсонов. Н.С. Хрущев и Ф. Кастро в березовой роще. Начало 1960-х гг. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»
Марат Самсонов. Н.С. Хрущев и Ф. Кастро в березовой роще. Начало 1960-х гг. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»

На ВДНХ открылась Галерея РОСИЗО — выставочная площадка одноименного государственного музейно-выставочного центра. Разместилась она в павильоне № 66, бывшем павильоне «Культура», а до 1964 года — «Узбекская ССР». Здание РОСИЗО получил в льготную аренду при условии реставрации осенью прошлого года. Первым проектом Галереи РОСИЗО стала выставка «Всегда новое. Всегда современное. Искусство XX–XXI веков». У экспозиции довольно амбициозная цель — показать знаковые произведения более чем за 100 лет истории отечественного искусства.

Церемония открытия прошла с размахом. Оркестр Детского музыкального театра имени Наталии Сац исполнил сюиту Георгия Свиридова «Время, вперед!», символизирующую, видимо, после церемонии открытия Олимпиады в Сочи, художественные поиски авангарда (сюита была написана только в 1960-х и к авангарду начала века имеет весьма косвенное отношение, хотя тема из нее, использовавшаяся в качестве музыкальной увертюры к главной новостной программе СССР — «Время», и была долгие годы символом советских достижений). Дань русской театральной традиции отдали исполнением сцены половецких плясок из оперы Александра Бородина «Князь Игорь». Открытие посетили вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец, выразившая надежду на то, что «новый экспозиционный центр станет местом серьезного притяжения, образования, культурного познания для москвичей, гостей столицы, для россиян», министр культуры РФ Владимир Мединский, который поблагодарил администрацию ВДНХ за передачу нескольких павильонов министерству, директор РОСИЗО Сергей Перов и председатель президиума Фонда развития современного искусства Иван Демидов.

Несмотря на обещание показать в экспозиции самые знаковые работы XX–XXI веков, хрестоматийных вещей уровня «Черного квадрата» в галерее увидеть не удастся. У выставки три раздела: искусство первой половины ХХ века, 1960–1980-е годы и период с 1980-х по настоящее время. В первом разделе совместили авангард и соцреализм, причем последний показан в значительных объемах. Авангард представлен работами Ивана Клюна, Александры Экстер, Ивана Малютина и других. От соцреализма выступают, конечно, Александр Дейнека, Аркадий Пластов, Вячеслав Мариупольский и еще целый ряд художников.

Переход к 1960–1980-м годам происходит через аудиовизуальную инсталляцию «Архитектоны» Яна Калнберзина и Евгения Афонина, которую предоставил центр МАРС. Во втором разделе показано официальное искусство, в том числе замечательное полотно «Никита Хрущев и Фидель Кастро в березовой роще» Марата Самсонова и гораздо менее экстатические работы Гелия Коржева, Таира Салахова и Натальи Нестеровой. Здесь же — неофициальные мастера: Владимир Андреенков, Евгений Рухин и Борис Орлов.

Неожиданно солидный раздел посвящен современному искусству — с конца XX века до наших дней. Причем «до наших дней» стоит понимать буквально: на выставке есть работы 2016 года. Почти треть произведений в зале предоставлена галереей «Триумф», в том числе недавно выставлявшаяся там серия «ТЦ» Павла Отдельнова и несколько работ группы Crocodile Power. Помимо молодых художников, здесь присутствуют признанные классики современного искусства: Валерий Кошляков, Эрик Булатов, Ирина Нахова.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
6
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
7
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Что такое народное творчество сегодня, как проявляются представления о красоте в бытовой жизни, что превращает наивные поделки в настоящие произведения искусства — на эти вопросы пытается ответить проект «Эстетика бриколажа» в Музее ДПИ
01.08.2022
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+