18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музей петербургского авангарда вспомнил и вернул из забвения одного из лучших учеников Филонова

петербургский музей авангарда
петербургский музей авангарда

110-летие Всеволода Сулимо-Самуйлло стало хорошим поводом для его первой персональной выставки в Музее истории Петербурга. В названии проекта — Товарищ оформитель — спрятана драма сталинского времени. Сулимо-Самуйлло был учеником двух главных Павлов ХХ века — Мансурова и Филонова, участником всех акций группы МАИ («Мастеров аналитического искусства»), в том числе знаменитой выставки в ленинградском Доме печати в 1927 году. Его картина Головы с той выставки сейчас находится в Греции, в собрании наследников Георгия Костаки. В 1930-е годы художник «спрятался» за созданием дизайна мебели и интерьеров для санаториев НКВД. В большой группе авторов работал над оформлением советских павильонов на Всемирных выставках в Нью-Йорке (1939) и Брюсселе (1957). А после войны занимался оформлением физкультурных парадов, промышленной графикой, преподавал сценографию в Театральном институте.

В Музее истории Петербурга находится архив Сулимо-Самуйлло, переданный туда семьей художника. В основном это дизайнерские эскизы, а также станковая графика. Всего около 200 работ с 1920‑х до 1960-х годов. Абсолютное большинство листов никогда не выставлялось.

Контраст между станковыми произведениями и дизайном Сулимо-Самуйлло оказался разительным. С одной стороны, замечательные «филоновские» вещи, такие как Матрос; Первый трактор; эскиз праздничного оформления трибуны; автопортрет. Особенно хороши Ленинградские дома с мансардами, вырастающими, как грибы, одна над другой. Необычен и блокадный рисунокСулимо-Самуйлло: люди бредут по льду на фоне огромного серого борта парохода, скованного зимними холодами.

Не уступают этим вещам и типажи начала 1950-х годов. Монументальная Дворничиха в тулупе с высоким воротником, украшенным гордой бляхой со счастливой цифрой «7», и связкой больших ключей в руке. Субтильная Нянька с грудным ребенком, уставшая от жизни и неблагодарной работы. А рядом старательные эскизы костюмов физкультурниц, где можно поиграть только боковым разрезом юбочки и перекличкой ритмов в построении гимнасток с обручами. В 1930 году еще можно было заниматься эскизом Ордена стрекозы — награды «За плохую работу». Или грамотой «За неумелую расстановку сил и неумелое руководство в борьбе за мобилизацию средств для кооперации». Оба проекта обыгрывали крыловские басни и были реализованы большими тиражами. Отдельный раздел выставки посвящен эскизам к I Ленинградскому карнавалу, который состоялся 29 июня 1937 года в ЦПКиО на Елагином острове. На самом деле первый карнавал прошел двумя годами ранее и был приурочен к очередному Съезду Советов, но тогда это был филиал столичного праздника. Циничная власть позволила провести карнавал без идеологии. Сулимо-Самуйлло тщательно рисует библейское Древо познания добра и зла; колесницу Цветочная корзинка; Китайскую деревню; киоск Отсюда выходят прекрасными. В эскизе рощи Курский соловей не забывает указать латинское название птицы — Erithacus Philomela.

Из послевоенной промграфики надо отметить оформление витрины магазина «Овощи-фрукты»: пионер разрубает мечом огромную желтую грушу, из которой, как из рога изобилия, поступают на прилавок разнообразные дары природы. Таких небанальных идей явно не хватает современным вывескам, одновременно пестрым и безликим.

Музей петербургского авангарда (Дом Матюшина)
Товарищ оформитель

Санкт-Петербург

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+