18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музей петербургского авангарда вспомнил и вернул из забвения одного из лучших учеников Филонова

110-летие Всеволода Сулимо-Самуйлло стало хорошим поводом для его первой персональной выставки в Музее истории Петербурга. В названии проекта — Товарищ оформитель — спрятана драма сталинского времени. Сулимо-Самуйлло был учеником двух главных Павлов ХХ века — Мансурова и Филонова, участником всех акций группы МАИ («Мастеров аналитического искусства»), в том числе знаменитой выставки в ленинградском Доме печати в 1927 году. Его картина Головы с той выставки сейчас находится в Греции, в собрании наследников Георгия Костаки. В 1930-е годы художник «спрятался» за созданием дизайна мебели и интерьеров для санаториев НКВД. В большой группе авторов работал над оформлением советских павильонов на Всемирных выставках в Нью-Йорке (1939) и Брюсселе (1957). А после войны занимался оформлением физкультурных парадов, промышленной графикой, преподавал сценографию в Театральном институте.

В Музее истории Петербурга находится архив Сулимо-Самуйлло, переданный туда семьей художника. В основном это дизайнерские эскизы, а также станковая графика. Всего около 200 работ с 1920‑х до 1960-х годов. Абсолютное большинство листов никогда не выставлялось.

Контраст между станковыми произведениями и дизайном Сулимо-Самуйлло оказался разительным. С одной стороны, замечательные «филоновские» вещи, такие как Матрос; Первый трактор; эскиз праздничного оформления трибуны; автопортрет. Особенно хороши Ленинградские дома с мансардами, вырастающими, как грибы, одна над другой. Необычен и блокадный рисунокСулимо-Самуйлло: люди бредут по льду на фоне огромного серого борта парохода, скованного зимними холодами.

Не уступают этим вещам и типажи начала 1950-х годов. Монументальная Дворничиха в тулупе с высоким воротником, украшенным гордой бляхой со счастливой цифрой «7», и связкой больших ключей в руке. Субтильная Нянька с грудным ребенком, уставшая от жизни и неблагодарной работы. А рядом старательные эскизы костюмов физкультурниц, где можно поиграть только боковым разрезом юбочки и перекличкой ритмов в построении гимнасток с обручами. В 1930 году еще можно было заниматься эскизом Ордена стрекозы — награды «За плохую работу». Или грамотой «За неумелую расстановку сил и неумелое руководство в борьбе за мобилизацию средств для кооперации». Оба проекта обыгрывали крыловские басни и были реализованы большими тиражами. Отдельный раздел выставки посвящен эскизам к I Ленинградскому карнавалу, который состоялся 29 июня 1937 года в ЦПКиО на Елагином острове. На самом деле первый карнавал прошел двумя годами ранее и был приурочен к очередному Съезду Советов, но тогда это был филиал столичного праздника. Циничная власть позволила провести карнавал без идеологии. Сулимо-Самуйлло тщательно рисует библейское Древо познания добра и зла; колесницу Цветочная корзинка; Китайскую деревню; киоск Отсюда выходят прекрасными. В эскизе рощи Курский соловей не забывает указать латинское название птицы — Erithacus Philomela.

Из послевоенной промграфики надо отметить оформление витрины магазина «Овощи-фрукты»: пионер разрубает мечом огромную желтую грушу, из которой, как из рога изобилия, поступают на прилавок разнообразные дары природы. Таких небанальных идей явно не хватает современным вывескам, одновременно пестрым и безликим.

Музей петербургского авангарда (Дом Матюшина)
Товарищ оформитель

Санкт-Петербург

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
5
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
Известный немецкий писатель Флориан Иллиес рассказывает о судьбе своего великого соотечественника, а также об участи его картин. Себе на помощь автор призывает четыре стихии, превращая главного героя в фигуру многоликую и противоречивую
10.01.2025
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
6
Ольга Журавлева уходит из Музея В.А.Tропинина
Год начался с лавины кадровых перестановок в музеях. Пост директора Музея В.А.Tропинина оставит Ольга Журавлева. Она ушла по собственному желанию за полгода до окончания контракта. Вакансию закрыла ее заместитель, культуролог Анна Попова
17.01.2025
Ольга Журавлева уходит из Музея В.А.Tропинина
7
Наследие конструктивизма в руинах: снос здания дирекции Парка Горького
Вместо здания дирекции Парка Горького в Москве, которое ведет свою историю с XIX века и перестраивалось в эпоху конструктивизма, решено возвести общественное пространство с зонами торговли и общепита
17.01.2025
Наследие конструктивизма в руинах: снос здания дирекции Парка Горького
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+