Законсервировать или музеефицировать?

Археологическая расчистка основания стены Белого города на Хохловской площади, 2007 год. Фото предоставлено проектом "Активный гражданин"
Археологическая расчистка основания стены Белого города на Хохловской площади, 2007 год. Фото предоставлено проектом "Активный гражданин"

Судьбу фрагмента стены Белого города XVI века, который был обнаружен археологами на Хохловской площади, москвичам предлагают решить с помощью интернет-голосования. Законсервировать исторический памятник или музеефицировать — с 12 апреля на портале «Активный гражданин» можно высказать свое мнение.

В 2007 году на Хохловской площади планировали построить развлекательный центр с подземной парковкой, вырыли огромный котлован, но в процессе работ археологи обнаружили часть белогородской стены, сохранившуюся с XVI века, и стройку пришлось отменить.

Стена Белого города создана по проекту зодчего Федора Коня, он же в свое время руководил возведением кремля в Смоленске. В Средние века это была самая протяженная крепостная стена в России. Его укрепления единственный раз стали рубежом обороны во время гражданской войны 1610–1612 годов. До конца XVIII века обветшавшую крепость разобрали на кирпичи, а по кольцу стен Белого города пролегло Бульварное кольцо.

Фрагмент стены на Хохловской площади на данный момент единственный, других пока не нашли. Неплохо сохранилось основание стены шириной 4,5 м — кладка прослеживалась на высоту от 60 см до 1,5 м. Уникальной находкой археологов в процессе расчистки поверхности забутовки фундаментной кладки стали белокаменные резные архитектурные детали, в частности два фрагмента восьмигранной белокаменной колонны.

Сейчас найденная часть стены накрыта пластиковым навесом, работы на площадке не ведутся, но кладка под воздействием выхлопных газов, осадков и перепадов температур постепенно разрушается. Некоторые специалисты предлагают снова засыпать находку землей, чтобы законсервировать ее для будущих поколений.

«В мировой археологической практике принято после завершения исследований раскрытый объект культурного наследия либо музеефицировать, либо провести его консервацию методом засыпки раскопа. По первоначальному проекту обнаруженные исторические кладки должны были находиться в подземном уровне паркинга под перекрытием в качестве музейного экспоната. В связи с отказом инвестора от этой площадки вопрос о музеефикации кладок XVI века остался открытым. Следовательно, для сохранения этого уникального объекта для будущего его необходимо законсервировать методом повторного погружения в грунт, как наиболее щадящим древние кладки», — отмечает археолог Константин Воронин.

Другие эксперты выступают за музеефикацию участка по примеру многих европейских стран и открытие доступа к средневековой стене для горожан.

«Самое главное — это в любом случае сохранить стену, поскольку внешняя среда негативно влияет на ее сохранность. Сейчас там открытое пространство, куда заливается вода, лужа там стоит фактически постоянно — это все приводит к разрушению. Непременно нужно законсервировать стену и произвести это с реставрационными изысканиями, сделать максимально профессионально, дабы не утратить то, что удалось обнаружить, а дальше уже смотреть на финансовые возможности. Если говорить про тот вариант, в котором предлагается засыпать котлован, то это тоже может привести к механическому повреждению, что несет угрозу для этого фрагмента. Это можно сделать, как в немецком Кельне, где в послевоенный период шло восстановление города и случайно были обнаружены античные руины, которые на достаточных площадях и улицах раскрыли, их музеефицировали, надев специальный стеклянный колпак. Достаточно, на мой взгляд, рациональный и экономичный способ, чтобы историческую находку сделать публичной», — считает москвовед, историк архитектуры, кандидат политических наук Денис Ромодин.

Дали слово и москвичам. Горожане могут выразить свое мнение на сайте или в мобильном приложении проекта «Активный гражданин».

Самое читаемое:
1
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
2
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
3
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
4
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
7
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+