18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Русские фарфоровые фигурки на аукционе в Берлине

30 апреля в берлинском отделении немецкого аукционного дома Lempertz пройдут специализированные русские торги, акцент в которых сделан на русской и советской фарфоровой пластике.

Коллекция, выставленная на аукцион русским эмигрантом и арт-дилером Григорием Шаргородским, охватывает полтора века истории фарфора, с начала XIX до середины ХХ века, что применительно к пластике — наиболее важной ее части. Самые ранние фигурки на торгах — народные типы завода Гарднера, основой для которых послужили популярные гравюры из журнала «Волшебный фонарь, или Зрелище С.-Петербургских расхожих продавцев, мастеровых и других простонародных промышленников». Здесь есть пара крестьян в лаптях и сарафане (€6–8 тыс. за пару), кучер-франт в красной шапке, подпоясанный вышитым кушаком (€4–6 тыс.), и в дополнение к ним шкатулка в виде деревянной кадушки с черной икрой (€3–4 тыс.).

После революция 1917 года национализированные фарфоровые фабрики пропагандировали и представляли в романтическом свете новую жизнь и ее героев. Вершина ранней советской пластики — работы Натальи Данько, которая с 1919 года возглавляла скульптурную мастерскую Ленинградского (бывшего Императорского) фарфорового завода. На торгах — ее закрутившаяся в вихре танца крестьянка (€2–3 тыс.), балтийский матрос с красным знаменем (€3–4 тыс.), знаменитый символ женщины нового времени «Работница, говорящая речь» (€8–10 тыс.) и изящная Анна Ахматова с пестрой шалью через плечо (€3–4 тыс.).

Еще один раритет — фигурка «Снегурочка», исполненная в 1923 году по модели Александры Щекатихиной-Потоцкой (€15–20 тыс.). Ученица Николая Рериха, она прославилась росписями фарфора как на сказочные, так и на революционные темы. Перед революцией Щекатихина-Потоцкая оформляла постановку сказки Александра Островского в петербургском театре Рейнеке, а в первые советские годы перенесла те же идеи в роспись фарфорового сервиза «Снегурочка», выполнив также скульптурную модель сказочной героини.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+