18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Без права на ошибку

№42, апрель 2016
№42
Материал из газеты

Новая услуга — страхование эксперта от ошибки — поможет стабилизировать российский антикварный рынок Хотя панацеей, скорее всего, не станет

Портрет девушки с косами Зинаиды Серебряковой одним из первых был застрахован от экспертной ошибки / Центр Художественной Экспертизы имени И.Е. Репина
Портрет девушки с косами Зинаиды Серебряковой одним из первых был застрахован от экспертной ошибки / Центр Художественной Экспертизы имени И.Е. Репина

Московский Центр художественной экспертизы им. И.Е.Репина (ЦХЭ) заключил с компанией «АльфаСтрахование» договор страхования экспертизы художественных произведений. Это важный шаг на пути к стабилизации арт-рынка, ведь именно ошибка эксперта (намеренная или случайная) превращает подделку в дорогостоящий подлинник и является камнем преткновения в частных разборках или в суде (можно вспомнить историю с Красавицей псевдо-Бориса Кустодиева, купленной фондом «Аврора» на Christie’s, или В ресторане Бориса Григорьева, по которой суд идет уже около года).

Виктор Шпенглер, генеральный директор ЦХЭ им. И.Е.Репина, пояснил, что страхуются произведения, оцененные не менее чем в $50 тыс., для которых проведены все необходимые исследования, согласованные с ЦХЭ: стилистическое искусствоведческое, комплексное технико-технологическое, химическое и химико-технологическое, а также есть подтверждение авторства общепризнанным экспертом по данному автору или направлению. Суммарная стоимость экспертизы и страховки будет составлять от 45 тыс. до 80 тыс. руб.

Конечно, для коллекционеров-покупателей самое важное — при каких условиях страховой случай считается наступившим и насколько реально получить выплату. Как рассказал Денис Зенка, директор департамента страхования финансовых рисков и ответственности «АльфаСтрахования», «чтобы говорить о наступлении страхового случая, как минимум кому-то должен быть причинен вред». «Если заключение экспертного центра было основой сделки по приобретению картины, очевидно, что покупатель несет убытки в размере цены приобретения. Но если экспертизу заказывал текущий владелец, который оставляет картину в своей коллекции, то никакого материального ущерба действия экспертов не причиняют. Учитывается только стоимость самой экспертизы, которую ЦХЭ должен вернуть клиенту самостоятельно», — уточняет он. Выплата не может превышать $1 млн.

Списка экспертов, чье мнение принимается как основание для установления страхового случая, в ЦХЭ им. И.Е.Репина нет. В «АльфаСтраховании» сообщили, что при необходимости проведения дополнительной экспертизы в спорной ситуации кандидатура эксперта будет согласовываться с заинтересованными сторонами, в крайнем случае всегда есть возможность ориентироваться на судебное решение. «Должны быть предоставлены доказательства, опровергающие результаты наших выводов, — говорит Виктор Шпенглер. — Например, химик-технолог докажет, что время создания данного произведения не соответствует указанной в экспертизе дате. Или будут показаны публикации той же картины, но с измененной подписью, как некоторое время назад в скандальном случае с переписанными под наших художников недорогими картинами западных живописцев».

Проблема ошибок при экспертизе актуальна для антикварных рынков всех стран, и, по словам Ольги Мазур, лондонского консультанта по правовым вопросам оборота культурных ценностей, в международной практике «страховка эксперта от ошибки» может покрывать расходы, связанные с ответственностью эксперта в случае возмещения убытков заказчика экспертизы. Но судебные процессы по таким делам, как правило, длятся годами, а иногда судьи отказывают в слушании на том основании, что спор сводится к оценке сугубо субъективных мнений экспертов в отношении предмета искусства. «Иногда суд не то место, где решают, что искусство, а что нет, — рассказала Ольга Мазур. — Еще 100 лет назад в ходе американского процесса Bleistein против Donaldson Lithographing Co судья Холмс заметил: „Было бы опасно возлагать обязанность принимать окончательное решение о том, является ли предмет искусства подлинным, на людей, образованных только в правовых вопросах... В этом случае многие работы гениев оказались бы непризнанными».

О распространенности на западном рынке услуги страхования экспертов от ошибок и упущений при проведении экспертиз — Errors and Omission Policy — говорит и Ольга Серавкина, вице-президент компании Marsh McLennan / ЗАО «Марш — страховые брокеры», директор департамента культурных ценностей. Но, по ее мнению, такой вид страхования в России может быть доступен только для локального рынка, то есть перестраховать его на западном рынке невозможно. Редким исключением тут является «Арт Консалтинг», чью оценку и экспертные заключения стала принимать компания Lloyd (Лондон). Именно компанией «Арт Консалтинг» и создан прецедент страхования профессиональной ответственности экспертов, еще в 2004 году — в связи с необходимостью страховать картины, вывозимые за рубеж. Денис Лукашин, генеральный директор «Арт Консалтинга», считает, что любой страховой договор будет содержать оговорки, минимизирующие риски страховой компании, и, скорее всего, чтобы доказать убыток и наступление страхового случая, клиенту придется идти в суд. Кроме того, уязвимым местом договора является его краткосрочность: обычно между фактами покупки-продажи картины проходит больше, чем три года (на которые пока рассчитан полис ЦХЭ). Впрочем, ЦХЭ им. И.Е.Репина предполагает постепенно увеличивать и длительность страхового договора, и сумму страховой выплаты.

В свое время рассматривала различные варианты «страхования экспертов от ошибки» и компания «Научно-исследовательская независимая экспертиза им. П.М.Третьякова» (НИНЭ). По словам ее административного директора Александра Попова, преимущества недорогих страховых полисов с крупной страховой суммой нивелируются формулировками договора со страховой компанией, требованиям которого трудно соответствовать: допустим, наступление страхового случая (ошибки в экспертизе) должны подтвердить все специалисты, изучающие творчество определенного автора. Дорогие полисы с более низкими страховыми выплатами и с более реальными требованиями существенно повышают стоимость экспертизы. По мнению Александра Попова, действительно серьезные гарантии участникам рынка может дать страхование не «эксперта от ошибки», а непосредственно самих сделок с произведениями. В настоящее время НИНЭ им. П.М.Третьякова совместно со страховой компанией готовит предложения в этой области.

Но самое главное, что может свести на нет любые усилия по страхованию искусства, — документирование сделок. Клиенту, рассчитывающему получить возмещение, необходимо предоставить страховой компании (или суду) договор купли-продажи произведения искусства, сопровождаемый расписками или чеками, подтверждение уплаты авторских вознаграждений (права следования) и так далее. К сожалению, официальными документами в России пока сопровождается не так много сделок.

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+