«Новая скупая роскошь». Экономно, экологично и... с юмором

Куратор проекта New Luxuries: Less+More in an Age of Austerity/Новая роскошь. Голландский дизайн в эпоху аскетизма — одна из основателей амстердамской студии дизайна Droog Ренни Рамакерс — привезла в Москву 50 объектов, которые знакомят с культурой посткризисного потребления: экономичной, экологичной и… ироничной. Droog по-голландски значит «сухой». Так в 1993 году создатели студии (историк дизайна Ренни Рамакерс и дизайнер Гийс Бакер) определили свое отношение к дизайну, и с тех пор под этим брендом появляются вещи, отмеченные лаконизмом, изобретательностью и юмором, который должен обеспечить особый эмоциональный контакт с владельцем даже самого обыденного предмета, будь то шкаф, стул или обычная солонка.

Студия, хоть и является формально голландской, сотрудничает с дизайнерами со всего мира, в том числе с такими звездами, как американец Стефан Загмайстер. В штате же студии постоянно работает всего два человека, остальные специально приглашаются для каждого нового проекта. «Требования ко всем кандидатам — оригинальная концепция и легкое сумасшествие», — поясняет Рамакерс. Этот принцип оказался ключом к успеху компании: многие объекты Droog стали иконами дизайна 1990-х, например люстра 85 лампочек (Руди Грауман) или комод из кучи стянутых ремнем ящиков (Тейо Реми). По мнению Рамакерс, подобные вещи являются своего рода комментариями к изобилию, чрезмерному потреблению, претенциозности, сопровождающими работу дизайнера. Точнее, сопровождавшими: экономический кризис последних лет кардинально изменил эту ситуацию, и в 2000-х самоограничение стало не просто игровым творческим риемом, но вынужденной мерой, с которой столкнулись многие дизайнеры и их заказчики. В этих условиях работа Droog со вторсырьем, устаревшими и ненужными предметами стала привлекать еще больше внимания.

Помимо проектирования, студия Droog занимается и разными образовательными проектами, публикует свои тексты и регулярно устраивает передвижные выставки собственной коллекции, в которой сегодня около 200 предметов более ста дизайнеров. Как объяснила директор Московского музея дизайна Александра Санькова, выставка в Манеже уникальна тем, что собиралась в сотрудничестве с российской командой и рассчитана именно на отечественного зрителя, к «скупой» голландской роскоши непривычного. Санькова утверждает, что проект футуристический и что «новая роскошь» — это то, с чем еще придется иметь дело, когда запас природных ресурсов будет окончательно исчерпан.

Действительно, фигурирующая в подзаголовке «эпоха аскетизма» с потребительским размахом нашей столичной жизни пока не ассоциируется. Однако экономисты прогнозируют голодные годы, и, кто знает, может, московским любителям роскоши прививка голландской скромности окажется в скором времени весьма полезна… Рамакерс смиренно проповедует: «Настоящая роскошь в нашем шумном мире — это не золото, бриллианты и мрамор, а тишина, комфорт, удобство, любимые вещи, дела и люди».

Музей дизайна с самого начала заявлял о своей просветительской миссии, взять хотя бы пока не реализованную идею мобильного музея-автобуса, курсирующего по городам и весям. В рамках выставки Новая роскошь проходят лекции дизайнеров — участников проекта и куратора, рассказывающих о своих принципах проектирования, сегодняшней этике потребления, о бережном отношении к природе и материалам. И о том, что именно своеобразие авторского приема, а вовсе не избыточная дороговизна производства характерны для современного luxury-дизайна.

Московский музей дизайна/МВО «Манеж»
New Luxuries/ Новая роскошь
Москва
До 12 января

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+