Заха Хадид — архитектор будущего

Заха Хадид. Фото: AP/Ta
Музей MAXXI в Риме. Фото: zaha-hadid.com
Музей MAXXI в Риме. Фото: zaha-hadid.com
Завод «БМВ» в Лейпциге. Фото: zaha-hadid.com
Ретроспективная выставка архитектора Захи Хадид в Эрмитаже. Фото: Государственный Эрмитаж
Ретроспективная выставка архитектора Захи Хадид в Эрмитаже. Фото: Государственный Эрмитаж
Культурный центр Гейдара Алиева в Баку. Фото: zaha-hadid.com
Оперный театр в Гуанджоу. Фото: zaha-hadid.com
Центр водных видов спорта в Лондоне. Фото: zaha-hadid.com
Небоскреб в Марселе. Фото: zaha-hadid.com
Туфли-небоскребы для для United Nude. Фото: zaha-hadid.com
Проект аэропорта в Пекине. Фото: zaha-hadid.com
Центр современного искусства в Цинциннати. Фото: zaha-hadid.com
Павильон-мост в Сарагосе. Фото: zaha-hadid.com
Заха Хадид.
Фото: AP/Ta
Музей MAXXI в Риме.
Фото: zaha-hadid.com
Музей MAXXI в Риме.
Фото: zaha-hadid.com
Завод «БМВ» в Лейпциге.
Фото: zaha-hadid.com
Ретроспективная выставка архитектора Захи Хадид в Эрмитаже.
Фото: Государственный Эрмитаж
Ретроспективная выставка архитектора Захи Хадид в Эрмитаже.
Фото: Государственный Эрмитаж
Культурный центр Гейдара Алиева в Баку.
Фото: zaha-hadid.com
Оперный театр в Гуанджоу.
Фото: zaha-hadid.com
Центр водных видов спорта в Лондоне.
Фото: zaha-hadid.com
Небоскреб в Марселе.
Фото: zaha-hadid.com
Туфли-небоскребы для для United Nude.
Фото: zaha-hadid.com
Проект аэропорта в Пекине.
Фото: zaha-hadid.com
Центр современного искусства в Цинциннати.
Фото: zaha-hadid.com
Павильон-мост в Сарагосе.
Фото: zaha-hadid.com

Звезда мировой архитектуры Заха Хадид скончалась в Майами утром 31 марта от внезапного сердечного приступа в возрасте 65 лет. За считаные часы шокирующая новость облетела весь мир. Ушла не просто величайшая в истории женщина-архитектор — перестал существовать один из столпов современной культуры. Своей судьбой, полной борьбы в мужском мире зодчества, она показала, что в конце ХХ века быть архитектором не менее интересно, чем быть женщиной, родившейся в Ираке. Более того, что сочетание одного с другим способно породить мощную фантазию и удивительную экспериментальную созидательную силу.

В конце 2015 года ресурс artnet.com включил Заху Хадид в список 100 самых влиятельных людей в художественном мире, а журнал Wired — в число 100 мировых лидеров идей. В феврале 2016 года она стала первой женщиной, получившей золотую медаль Королевского института британских архитекторов (RIBA), высочайшую национальную награду. А самую престижную международную архитектурную премию — Прицкеровскую — Хадид вручили еще в 2004-м. В числе получивших ее она также стала первой женщиной. И первой мусульманкой. Премия вручалась в Эрмитажном театре. Тогда же договорились о выставке в Эрмитаже, на подготовку которой ушло 11 лет. Для Николаевского зала Зимнего дворца Заха Хадид сделала парадоксальный дизайн-проект, напоминавший в плане спираль ДНК и ленту Мёбиуса и строившийся вокруг «Черного квадрата» Казимира Малевича как точки невозврата искусства. С изучения социального эксперимента и пространственных опытов русского авангарда началось ее творчество. Никто не знал, что эрмитажная выставка станет ее последней большой ретроспективой.

Результатом 40-летней деятельности стало Zaha Hadid Architects — одно из главных мировых архитектурных бюро, базирующееся в Лондоне. К последним постройкам относятся такие гигантские комплексы, как Центр водных видов спорта в Лондоне, Оперный театр в Гуанчжоу, Центр современного искусства в Цинциннати, завод BMW в Лейпциге, небоскреб в Марселе, музей MAXXI в Риме, павильон-мост в Сарагосе, аэропорт в Пекине. Узнаваемость текучих форм, выстроенных то плавно, то резко, неожиданные развороты фасадов и прорывы объемов еще до завершения строительства сделали эти здания памятниками архитектуры. Линейные, ленточные формы опоясывают вазы, диваны, катера, автомобили, туфли и все остальное многообразие ассортимента студии Zaha Hadid Design. Ваза и небоскреб взаимозаменяемы, дело лишь в проработанности деталей.

Понятый широко как организация жизненного пространства дизайн подчиняет своим принципам архитектуру Хадид, выстроенную на основе парадоксальной геометрии. Сегодня ее стиль определяют словом «параметризм»: архитектурой управляет сложное математическое уравнение, ведущее эволюцию формы с безупречной последовательностью. Математика, которую Хадид изучала до занятий архитектурой, лежит в основе ее творчества. Оставалось правильно применить ее на практике, и здесь определяющим стало ее знакомство в 1970-х и дальнейшее многолетнее партнерство с Ремом Колхасом, Бернардом Чуми и Элией Зенгелисом. Сохранить свое чувство формы и последовательно выстроить свой стиль на закате постмодернизма было непросто, но Хадид это удалось.

Заха Хадид легко и естественно вошла в мировую архитектурную элиту. О поразительной «женщине-архитекторе» писали все больше, а она ненавидела саму эту формулу, считая, что профессионализм не связан с полом. По-настоящему заговорили о ней в конце 1980-х, после того как легендарный Филип Джонсон взял ее странные измельченные рисунки на выставку «Деконструктивизм в архитектуре», которую он курировал в нью-йоркском Музее современного искусства. К тому времени Хадид активно преподавала, меняя профессорский пост Кензо Танге в Гарвардской школе дизайна на кафедру Салливана в Университете Иллинойса. Большие заказы пришлись на самый конец 1990-х. За ними последовали первые 15 лет миллениума, ознаменовавшиеся яркими безостановочными стройками по всему миру.

На эрмитажной выставке мы видели, как ее работы — от экстравагантных ювелирных украшений до атлантических яхт — повергают зрителей в состояние полного восторга. Ведь они являют собой подлинный образ будущего, которое наступило уже сегодня, позволяют ощущать его на кончиках пальцев. В отличие от великих «бумажных» фантазеров, таких как Антонио Сант-Элиа или Яков Чернихов, ей выпало счастье по-настоящему строить, воплощая в материале великие формотворческие и урбанистические мечты. Язык ее архитектуры далек от повседневных требований, элементы зданий живут невозможной жизнью, а функциональное меняется местами с декоративным. В итоге строительная практика и бытовые потребности уступают место архитектуре как таковой, которая доминирует в ее постройках на правах чистой и неприкосновенной идеи. Та же идея Архитектора с большой буквы доминирует и в ее дизайне, который заставляет обратиться к самой сути декоративизма.

Многочисленных учеников и последователей Хадид завораживают ее преданность языку русского авангарда и свободная сила выражения. Всем своим творчеством она сумела доказать естественную близость и взаимозаменяемость этих двух понятий. А также необходимость для архитектора настаивать на своем, пусть совершенно безумном видении мира. Для тысяч студентов (а особенно студенток) архитектурных факультетов судьба Захи Хадид, женщины родом из Багдада, сумевшей войти в десятку главных зодчих столетия, навсегда останется стимулом к творческой настойчивости и символом всепобеждающей свободы.

Дмитрий Озерков, заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+