18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Они первыми решились показывать искусство вне галерейных стен

№42
Материал из газеты

Главы Artangel, пионеры паблик-арта, о своих самых ярких проектах за 25 лет

Джеймс Лингвуд и Майкл Моррис празднуют четверть века на посту директоров художественной организации Artangel, которая рискнула вывести искусство на внегалерейные просторы. Основанная в 1985 году Роджером Туком, бывшим директором Barbican Art Gallery, Artangel с самого начала ориентировалась именно на заказы новаторских работ. Возникновение директорского тандема Лингвуда и Морриса в 1991 году имело огромный резонанс как у публики, так и в среде критиков. Их дебютом стала работа немецкого художника Стефана Балкенхола — натуралистичная человеческая фигура на буйке на Темзе. О покачивающемся на воде теле бдительные граждане не раз сообщали в спасательные службы. Это, пожалуй, один из самых ярких примеров оригинального и вместе с тем популистского подхода к искусству, который Джеймс Лингвуд и Майкл Моррис все эти годы проповедовали в Artangel. Они оба были кураторами Института современного искусства в Лондоне, где, по словам Лингвуда, поняли, что художники «в поисках путей творческого самовыражения и новых практик стремятся выйти за привычные стены музея или галереи». «Им нужна такая организация, как Artangel, чтобы развивать эти идеи и воплощать в жизнь амбициозные творческие планы», — объясняет он. Смысл был в том, дополняет Моррис, что различные площадки могли «предложить художникам широкую аудиторию, а не узкий круг посетителей музеев и галерей — так, в общем-то, и получилось».

Справка

В Лондоне и за его пределами: два проекта Artangel

Мэтью Барни.
«Кремастер-4». 1995. Лондон

Лингвуд вспоминает, что до знакомства с Барни они не знали о кремастере — особой мышце в мошонке. Собственно, поэтому в Artangel и согласились «снимать фильм на острове Мэн с участием трех невероятных женщин-бодибилдерш, четырех опытных мотоциклистов и самого Мэтью, похожего на танцующего сатира».

Бен Риверс.
«Небеса трепещут, и земля дрожит, а глаза вовсе не братья». 2015.
Лондон и пригороды

Фильм снимался на двух съемочных площадках — эта линия была вписана в нарратив ленты Бена Риверса. По словам Майкла Морриса, проект «распространился на несколько площадок и сцен». «В самом начале работы Artangel мы не могли себе позволить такого, а теперь можем», — говорит Моррис.

Еще…

Умение вписывать яркие, подчас скандальные образцы современного искусства в знаковые места быстро превратилось в отличительную черту Artangel. Но сегодня делать это становится все труднее. В спину дышат конкуренты, «потому что теперь все пытаются предложить что-то новое и оригинальное», говорит Лингвуд, плюс «возникает вопрос, можно ли монетизировать это искусство, получать доход с таких городских пространств». Сама Artangel тоже изменилась: теперь она больше работает с киноиндустрией и СМИ и международными проектами, среди которых трехчастная скульптурно-архитектурная работа Кристины Иглесиас в Толедо и сотрудничество с Майком Келли в 2010 году в его родном Детройте.

Директора Artangel прекрасно умеют привлекать спонсоров и меценатов, и их организация, благотворительная по сути, получает деньги от налогоплательщиков (грант Художественного совета составляет £825 тыс. в год) и частных лиц из Великобритании и США.

На вопрос, есть ли у них любимчики среди более 100 проектов Artangel, Лингвуд и Моррис отвечают, что это все равно что спросить у родителей, кого из детей они больше любят. По их словам, они одинаково гордятся и работами, «которые всем запомнились, такими как Дом Рейчел Уайтрид, Оргривская битва Джереми Деллера, Разрушение Майкла Лэнди, фильм Ось Клио Барнард», и «проектами, которые прошли практически незамеченными, но все же оставили свой след в истории искусства».

Сегодня тандем Моррис — Лингвуд работает над крупным проектом с Майком Нельсоном — но, уверяют они, это не скандальное предложение художника переделать старый жилой комплекс Heygate Estate в Южном Лондоне в пирамиду.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+