Они первыми решились показывать искусство вне галерейных стен

№42, апрель 2016
№42
Материал из газеты

Главы Artangel, пионеры паблик-арта, о своих самых ярких проектах за 25 лет

Фильм Бена Риверса Небеса трепещут, и земля дрожит, а глаза вовсе не братья
Фильм Бена Риверса Небеса трепещут, и земля дрожит, а глаза вовсе не братья

Джеймс Лингвуд и Майкл Моррис празднуют четверть века на посту директоров художественной организации Artangel, которая рискнула вывести искусство на внегалерейные просторы. Основанная в 1985 году Роджером Туком, бывшим директором Barbican Art Gallery, Artangel с самого начала ориентировалась именно на заказы новаторских работ. Возникновение директорского тандема Лингвуда и Морриса в 1991 году имело огромный резонанс как у публики, так и в среде критиков. Их дебютом стала работа немецкого художника Стефана Балкенхола — натуралистичная человеческая фигура на буйке на Темзе. О покачивающемся на воде теле бдительные граждане не раз сообщали в спасательные службы. Это, пожалуй, один из самых ярких примеров оригинального и вместе с тем популистского подхода к искусству, который Джеймс Лингвуд и Майкл Моррис все эти годы проповедовали в Artangel. Они оба были кураторами Института современного искусства в Лондоне, где, по словам Лингвуда, поняли, что художники «в поисках путей творческого самовыражения и новых практик стремятся выйти за привычные стены музея или галереи». «Им нужна такая организация, как Artangel, чтобы развивать эти идеи и воплощать в жизнь амбициозные творческие планы», — объясняет он. Смысл был в том, дополняет Моррис, что различные площадки могли «предложить художникам широкую аудиторию, а не узкий круг посетителей музеев и галерей — так, в общем-то, и получилось».

Справка

В Лондоне и за его пределами: два проекта Artangel

Мэтью Барни.
«Кремастер-4». 1995. Лондон

Лингвуд вспоминает, что до знакомства с Барни они не знали о кремастере — особой мышце в мошонке. Собственно, поэтому в Artangel и согласились «снимать фильм на острове Мэн с участием трех невероятных женщин-бодибилдерш, четырех опытных мотоциклистов и самого Мэтью, похожего на танцующего сатира».

Бен Риверс.
«Небеса трепещут, и земля дрожит, а глаза вовсе не братья». 2015.
Лондон и пригороды

Фильм снимался на двух съемочных площадках — эта линия была вписана в нарратив ленты Бена Риверса. По словам Майкла Морриса, проект «распространился на несколько площадок и сцен». «В самом начале работы Artangel мы не могли себе позволить такого, а теперь можем», — говорит Моррис.

Еще…

Умение вписывать яркие, подчас скандальные образцы современного искусства в знаковые места быстро превратилось в отличительную черту Artangel. Но сегодня делать это становится все труднее. В спину дышат конкуренты, «потому что теперь все пытаются предложить что-то новое и оригинальное», говорит Лингвуд, плюс «возникает вопрос, можно ли монетизировать это искусство, получать доход с таких городских пространств». Сама Artangel тоже изменилась: теперь она больше работает с киноиндустрией и СМИ и международными проектами, среди которых трехчастная скульптурно-архитектурная работа Кристины Иглесиас в Толедо и сотрудничество с Майком Келли в 2010 году в его родном Детройте.

Директора Artangel прекрасно умеют привлекать спонсоров и меценатов, и их организация, благотворительная по сути, получает деньги от налогоплательщиков (грант Художественного совета составляет £825 тыс. в год) и частных лиц из Великобритании и США.

На вопрос, есть ли у них любимчики среди более 100 проектов Artangel, Лингвуд и Моррис отвечают, что это все равно что спросить у родителей, кого из детей они больше любят. По их словам, они одинаково гордятся и работами, «которые всем запомнились, такими как Дом Рейчел Уайтрид, Оргривская битва Джереми Деллера, Разрушение Майкла Лэнди, фильм Ось Клио Барнард», и «проектами, которые прошли практически незамеченными, но все же оставили свой след в истории искусства».

Сегодня тандем Моррис — Лингвуд работает над крупным проектом с Майком Нельсоном — но, уверяют они, это не скандальное предложение художника переделать старый жилой комплекс Heygate Estate в Южном Лондоне в пирамиду.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+