Наиновейшая история искусства

Третьяковка открывает на Крымском Валу новый вариант экспозиции работ 1950-х — 2000-х

Виталий Комар / Александр Меламид и группа «Гнездо» . Объект из проекта Корпорация по покупке и продаже душ, 1978–1979. Собрание Государственной Третьяковской галереи / Фото: Тимур Аникеев
Виталий Комар / Александр Меламид и группа «Гнездо» . Объект из проекта Корпорация по покупке и продаже душ, 1978–1979. Собрание Государственной Третьяковской галереи /
Фото: Тимур Аникеев

Через четыре года после последнего изменения Государственная Третьяковская галерея показывает новый вариант экспозиции новейших течений в здании на Крымском Валу. Выставка Современное искусство. Перезагрузка. Конец 1950-х — 2000-е будет доступна до осени 2017 года, затем уступит место следующим проектам. Тема перезагрузки экспозиции вдохновлена передачей Третьяковской галерее фундаментальной коллекции Леонида Талочкина (1936–2002), одного из крупнейших собирателей «другого искусства». Его коллекцию, хранившуюся до этого в Российском государственном гуманитарном университете, два года назад музею передала вдова коллекционера Татьяна Вендельштейн.

Справка

Зельфира Трегулова
Генеральный директор Государственной Третьяковской галереи

Сейчас для этой части Третьяковки наступил весьма важный момент, поскольку, да, мы музей, помимо всего прочего, хранящий и собирающий искусство XX века. Мы владеем, наверное, самым серьезным и значимым собранием современного искусства в стране. И нам важно показать, что Третьяковская галерея не просто хранит классическое русское искусство и классический авангард. Музей национального искусства должен представлять весь диапазон, всю временную линию отечественной художественной истории. Экспозиция XX века без этого раздела неполноценна. Если обратиться к истории, то ведь и Павел Михайлович Третьяков собирал самое актуальное для своего времени искусство, понимая, что это важнейшее из того, что делали его современники. Мы должны следовать этим принципам. Нынешней выставкой мы показываем нашу коллекцию, о которой знает недостаточное количество людей, многие думают, что залы на Крымском Валу заканчиваются официальными залами 1980‑х. Но мы постоянно развивающийся музей, продолжающий комплектовать свое собрание, и эта экспозиция новейших течений — часть нашей коллекции, существенная его часть.

Еще…

Задача новой экспозиции — показать собрание галереи в его сегодняшнем состоянии, сформированном из трех источников: экспериментального фонда, возникшего в 1990-е в отделе живописи второй половины XX века благодаря закупкам Министерства культуры; коллекции современного искусства из Музея декоративно-прикладного искусства в Царицыне; и наконец, недавно влившегося собрания Талочкина. Кроме того, в коллекции есть еще около 500 работ, приобретенных музеем и полученных в дар. Среди них работы Дианы Мачулиной, Ростана Тавасиева, группы «Куда бегут собаки», коллектива «Что делать?» и других современных художников.

История экспозиции новейших течений довольно молода, как и сам одноименный отдел, сформированный в 2001 году для «изучения, коллекционирования и экспонирования авангардных тенденций в российском искусстве со второй половины ХХ столетия по настоящее время». Первый вариант экспозиции открылся в 2000 году, затем последовала версия 2006 года, созданная тогда еще главой отдела новейших течений Андреем Ерофеевым. В 2012 году после его увольнения «за нарушение музейного порядка» открылась третья экспозиция, которую курировал новый глава отдела новейших течений Кирилл Светляков.

Три первые экспозиции особенных экспериментов с выставочным пространством не предполагали, в отличие от нынешней — ведь для нее был выбран формат «кабинетов редкостей». Камерное пространство приватных комнат в выставочных залах третьего этажа имитируют с помощью выгородок.

Справка

Леонид Талочкин (1936–2002)

Крупнейший коллекционер неофициального искусства второй половины XX века после знакомства с художниками Лианозовской группы забросил в конце 1950-х работу инженера и занялся собирательством тогда еще мало кому понятного андерграунда. Работавший грузчиком, сторожем, Талочкин постоянно сопровождал и документировал неофициальную арт-жизнь. В его собрании практически не было купленных работ: художники сами дарили ему свои произведения. В 1976 году Минкульт СССР поставил эту коллекцию на учет как «памятник культуры». Настоящая слава пришла к Леониду Талочкину в 1990 году с выставкой Другое искусство 1956–1976 в Третьяковской галерее, где почти половина экспонатов происходила из его собрания. Написанный Талочкиным двухтомник Другое искусство до сих пор является одним из важнейших источников по истории российского нонконформизма. Свое собрание Талочкин оставил Музейному центру Российского государственного гуманитарного университета, создав в нем музей «Другое искусство».

Еще…

«Такой формат был разработан для того, чтобы зритель мог сесть за стол и разобраться в увиденном. Чтобы посетитель и походил, и постоял, и покрутил вещи, изучив что-то с помощью тачскринов. Важно, чтобы он пришел сюда не один раз: с первого раза всего не увидеть точно, а некоторые вещи можно даже не найти, — так что это еще и в некотором роде квест», — рассказал TANR заведующий отделом новейших течений Третьяковской галереи Кирилл Светляков. Вместе с ним экспозицию готовили научные сотрудники Третьяковки Наталья Сидорова и Галина Шубина, приняла участие в создании выставки и Татьяна Вендельштейн.

Идея системы кабинетов-локаций возникла благодаря формату самих работ: многие из них связаны с историей нонконформистского искусства и создавались для квартирников, а не для музеев, рассчитанные на прямой, тесный контакт со зрителем. После их перехода в статус музейных объектов речи о непосредственном взаимодействии, разумеется, быть не может. Эту проблему в Третьяковской галерее решат с помощью мультимедийных материалов и физического копирования произведений. Так, Окна Дмитрия Пригова и Кубики Риммы и Валерия Герловиных посетители смогут не только посмотреть, но и потрогать.

Разделов у выставки 15 — на три больше, чем в двух предыдущих версиях: Диапазон абстракции; Оп-арт и кинетизм; появился принципиально новый раздел Сюрреалисты и мистики, посвященный художникам, творчество которых критики 1960–1970-х называли «религиозным мистицизмом»; Новый реализм; Поп-арт; Минимализм и постживописная абстракция; Соц-арт; Концептуальное искусство: поэзия и письмо, где будут раскрыты связи между поэзией и концептуализмом; Машины понимания; Перформанс; «Новая волна» и художники галереи «АПТ-АРТ»; Концептуализм 1980-х и последняя дань московскому концептуализму; Конец истории. Археология; Радикальный акционизм и «Что делать?» и Проект «Искусство 2000‑х».


Основу новых разделов в версии-2016 составят

1. Диапазон абстракции.
Юрий Злотников, Владимир Слепян, Юрий Куклес, Лидия Мастеркова, Валерий Юрлов

2. Оп-арт и кинетизм.
Вячеслав Колейчук, Лев Нусберг, Франциско Инфанте, Михаил Дорохов

3. Сюрреалисты и мистики.
Эрнст Неизвестный, Анатолий Брусиловский, Евгений Рухин, Дмитрий Плавинский, Михаил Архангельский

4. Новый реализм.
Борис Турецкий, Сергей Бордачёв, Юрий Косаговский, Илья Кабаков

5. Поп-арт.
Михаил Рогинский, Александр Косолапов, Леонид Соков, Борис Бич, Ростислав Лебедев

6. Минимализм и постживописная абстракция.
Михаил Чернышов, Александр Юликов, Валерий Герловин

7. Соц-арт.
Виталий Комар и Александр Меламид, Борис Орлов, Виктор Скерсис, Гриша Брускин, Леонид Ламм

8. Концептуальное искусство: поэзия и письмо.
Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Дмитрий Пригов, Эрик Булатов, Генрих Сапгир, Римма и Валерий Герловины, Лев Рубинштейн, «Куда бегут собаки»

9. Машины понимания.
Иван Чуйков, Виктор Скерсис, Анатолий Журавлев, Диана Мачулина

10. Перформанс.
«Гнездо», «Коллективные действия», Виталий Комар и Александр Меламид, Римма и Валерий Герловины

11. «Новая волна» и художникигалереи «АПТ-АРТ».
«Мухомор», Никита Алексеев, Герман Виноградов, Александр Шнуров, Сергей Шутов, Георгий Острецов, Георгий Литичевский

12. Концептуализм 1980-х и последняя дань московскому концептуализму. Юрий Альберт,
«Инспекция „Медицинскаягерменевтика“»,Александр Туманов,Илона Медведева, Владимир Дубосарский

13. Конец истории. Археология.
Валерий Кошляков, Игорь Мухин, Владимир Дубосарский, Игорь Макаревич и Елена Елагина

14. Радикальный акционизм и «Что делать?».
Анатолий Осмоловский, Олег Кулик, Александр Бренер, Авдей Тер-Оганьян, «Что делать?»

15. Проект «Искусство 2000-х».

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
4
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
5
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
6
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
7
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Немецкий экспрессионист, несомненно, пребывал в депрессии, которая могла спровоцировать самоубийство. Однако, согласно новой версии современных экспертов, дважды выстрелить в себя из браунинга он не мог
08.11.2021
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+