18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Искусство утраченной живописи

Первое всестороннее исследование живописи Древней Греции и Древнего Рима выпущено в Кембридже

В Древней Греции и Древнем Риме живопись играла такую же важную роль, как и в любой другой период истории искусства. Особенно высоко ценились картины на деревянных досках. Однако до нас дошли лишь разрозненные фрагменты этой художественной традиции, развивавшейся практически непрерывно на протяжении более двух тысячелетий — начиная со среднего бронзового века и вплоть до падения Византийской империи.

От античных шедевров на дереве, например, не сохранилось в буквальном смысле вообще ничего. Нам остаются лишь дразнящие упоминания в классической литературе, связанные с некоторыми знаменитейшими именами в истории искусства — например, Апеллеса, главного живописца времен Александра Македонского. Ссылки на его утраченные работы вдохновляли такого художника Возрождения, как Боттичелли, на создание подражательных реконструкций, но от оригиналов не осталось практически никаких следов.

Куда более богатым материалом мы располагаем в области монументальной настенной живописи — в особенности той, что сохранилась в защищенных от внешних воздействий закрытых гробницах.

В последние десятилетия в македонских захоронениях IV века до н.э. обнаружены выдающиеся работы, показывающие мастерство греческих живописцев, творивших приблизительно в то же время, что и Апеллес. И эти находки продолжаются.

А наши знания о древнеримской живописи сложились не только на основании росписей, обнаруженных при начатых еще XVIII веке раскопках в Геркулануме, Помпеях и вокруг них, но и благодаря находкам по всей территории Римской империи.

Рядом с этими драгоценными редкостями существуют их художественные «дублеры» — произведения, созданные с помощью иных, более долговечных материалов, в том числе мозаика и вазопись. Благодаря им можно составить некоторое представление об утраченном искусстве живописи. Авторы предыдущих исследований были, пожалуй, слишком склонны полагаться на все эти неоднозначные источники — до такой степени, что в одной недавней книге о древнегреческой живописи мозаика была изображена на обложке!

В «Кембриджской истории живописи Античного мира» эти богатые источники не игнорируются — ведь их детальному разбору посвящены первые три главы. Однако основной задачей книги все же стало несколько иное — подробное исследование собственно живописи, основанное на дошедших до нас свидетельствах.

Главы организованы в хронологическом порядке от периода минойской и микенской цивилизаций через архаическую и классическую Грецию до эллинистического периода и Римской империи.

В двух главах богатство живописи этрусских захоронений на западной границе греческого мира переносит смысловые акценты книги на итальянскую территорию. Это не сборник статей или кратких обзоров в духе собранных под общей редакцией «справочников», так широко распространившихся в последнее время в антиковедении. Перед нами солидные, академически серьезные, но при этом лаконичные эссе, которые будут крайне полезны студентам.

Сделанный Анной Чаплин 65-страничный обзор эгейской живописи — один из лучших на сегодняшний день, а Стефан Штайнгребер в своей главе об этрусской живописи с VII по V век до н.э. знакомит читателя с имеющимися у нас в распоряжении богатыми материалами практически по годам их находок.

Еще один большой текст в книге написан Ирен Брагантини. Это новаторский обзор живописи времен Римской республики и ранней Римской империи, в котором автору удалось рассмотреть уже известный материал в свете новых представлений о его социальном и культурном контексте. Брагантини ловко обходится без использования системы классификации, известной как «четыре стиля», царившей в науке на протяжении более столетия.

Ее работу дополняет глава Роджера Линга, в которой описывается печальная картина более или менее беспросветного «постпомпейского» упадка, происходившего несмотря на то что в Риме по-прежнему любили покровительствовать живописцам: это явление само по себе весьма интересно с социологической и искусствоведческой точки зрения.

Все главы труда — актуальные исследования, написанные с учетом данных новейших находок и публикаций. В книге дан всеобъемлющий обзор античной живописи — сопоставимых по масштабу работ такого рода не выходило, пожалуй, уже восемь десятилетий, несмотря на наличие множества узких специализированных исследований. Уважаемым авторам, среди которых есть несколько почетных профессоров, удалось соединить авторитетность изложения материала с вниманием к неизбежным проблемам интерпретации и разногласиям, характерным для этой области знания.

The Cambridge History of Painting in the Classical World. J.J. Pollitt.
Cambridge University Press, 500 стр., £150 (твердый переплет); на английском языке

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+