18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Искусство утраченной живописи

Первое всестороннее исследование живописи Древней Греции и Древнего Рима выпущено в Кембридже

В Древней Греции и Древнем Риме живопись играла такую же важную роль, как и в любой другой период истории искусства. Особенно высоко ценились картины на деревянных досках. Однако до нас дошли лишь разрозненные фрагменты этой художественной традиции, развивавшейся практически непрерывно на протяжении более двух тысячелетий — начиная со среднего бронзового века и вплоть до падения Византийской империи.

От античных шедевров на дереве, например, не сохранилось в буквальном смысле вообще ничего. Нам остаются лишь дразнящие упоминания в классической литературе, связанные с некоторыми знаменитейшими именами в истории искусства — например, Апеллеса, главного живописца времен Александра Македонского. Ссылки на его утраченные работы вдохновляли такого художника Возрождения, как Боттичелли, на создание подражательных реконструкций, но от оригиналов не осталось практически никаких следов.

Куда более богатым материалом мы располагаем в области монументальной настенной живописи — в особенности той, что сохранилась в защищенных от внешних воздействий закрытых гробницах.

В последние десятилетия в македонских захоронениях IV века до н.э. обнаружены выдающиеся работы, показывающие мастерство греческих живописцев, творивших приблизительно в то же время, что и Апеллес. И эти находки продолжаются.

А наши знания о древнеримской живописи сложились не только на основании росписей, обнаруженных при начатых еще XVIII веке раскопках в Геркулануме, Помпеях и вокруг них, но и благодаря находкам по всей территории Римской империи.

Рядом с этими драгоценными редкостями существуют их художественные «дублеры» — произведения, созданные с помощью иных, более долговечных материалов, в том числе мозаика и вазопись. Благодаря им можно составить некоторое представление об утраченном искусстве живописи. Авторы предыдущих исследований были, пожалуй, слишком склонны полагаться на все эти неоднозначные источники — до такой степени, что в одной недавней книге о древнегреческой живописи мозаика была изображена на обложке!

В «Кембриджской истории живописи Античного мира» эти богатые источники не игнорируются — ведь их детальному разбору посвящены первые три главы. Однако основной задачей книги все же стало несколько иное — подробное исследование собственно живописи, основанное на дошедших до нас свидетельствах.

Главы организованы в хронологическом порядке от периода минойской и микенской цивилизаций через архаическую и классическую Грецию до эллинистического периода и Римской империи.

В двух главах богатство живописи этрусских захоронений на западной границе греческого мира переносит смысловые акценты книги на итальянскую территорию. Это не сборник статей или кратких обзоров в духе собранных под общей редакцией «справочников», так широко распространившихся в последнее время в антиковедении. Перед нами солидные, академически серьезные, но при этом лаконичные эссе, которые будут крайне полезны студентам.

Сделанный Анной Чаплин 65-страничный обзор эгейской живописи — один из лучших на сегодняшний день, а Стефан Штайнгребер в своей главе об этрусской живописи с VII по V век до н.э. знакомит читателя с имеющимися у нас в распоряжении богатыми материалами практически по годам их находок.

Еще один большой текст в книге написан Ирен Брагантини. Это новаторский обзор живописи времен Римской республики и ранней Римской империи, в котором автору удалось рассмотреть уже известный материал в свете новых представлений о его социальном и культурном контексте. Брагантини ловко обходится без использования системы классификации, известной как «четыре стиля», царившей в науке на протяжении более столетия.

Ее работу дополняет глава Роджера Линга, в которой описывается печальная картина более или менее беспросветного «постпомпейского» упадка, происходившего несмотря на то что в Риме по-прежнему любили покровительствовать живописцам: это явление само по себе весьма интересно с социологической и искусствоведческой точки зрения.

Все главы труда — актуальные исследования, написанные с учетом данных новейших находок и публикаций. В книге дан всеобъемлющий обзор античной живописи — сопоставимых по масштабу работ такого рода не выходило, пожалуй, уже восемь десятилетий, несмотря на наличие множества узких специализированных исследований. Уважаемым авторам, среди которых есть несколько почетных профессоров, удалось соединить авторитетность изложения материала с вниманием к неизбежным проблемам интерпретации и разногласиям, характерным для этой области знания.

The Cambridge History of Painting in the Classical World. J.J. Pollitt.
Cambridge University Press, 500 стр., £150 (твердый переплет); на английском языке

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+