18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Беспощадный век. Английская сатира во всеоружии

Карикатура туманного Альбиона на выставке в музее-заповеднике «Царицыно»

Посмеяться на британский манер над предрассудками и нелепостями мира сего предлагает музей-заповедник «Царицыно» на выставке английской сатирической графики XVIII — первой трети XIX века — 200 листов, хранящиеся в шести отечественных государственных собраниях и частных коллекциях.

Весенний призыв к английскому чувству юмора — неплохая идея. Особенно в перекрестный Год языка и литературы Великобритании — России. Выставка в Царицыне покажет бойкую на язык (не только в смысле текста подписей) английскую карикатуру золотого века, на которую затем равнялись континентальные остроумцы от графики: Оноре Домье, Поль Гаварни, Изидор Жерар Гранвиль... На выставке покажут творчество мэтров этого жанра, постаравшихся поднять его из низин академической иерархии на достойную высоту. Речь идет о Томасе Роулендсоне, Джеймсе Гилрее, Джордже Крукшенке и других мастерах, не оставлявших в покое ни одну актуальную в то время тему: политическое и общественное событие, смену моды и увлечений, перемену в нравах. В какой-то мере они продолжили традицию Уильяма Хогарта (который, кстати, тоже стал объектом карикатур), но уже без его бичеваний и морализаторства. Карикатура этого периода не знала партийности. Она была не за тори и не за вигов — она была «гласом народа», а потому не создавала себе кумиров, наоборот, все ниспровергала и порой изъяснялась таким площадным изобразительным языком, что в наше время понадобились бы пометки вроде «18+». Сатирические гравюры печатали многочисленные по тем временам издательства. Такие эстампы пользовались большим спросом: их коллекционировали (премьер-министр Уильям Питт-младший собирал всевозможные шаржи на свою персону), они становились поводом для заочного приговора (Наполеон Бонапарт посулил виселицу Гилрею за серию карикатур на себя).

Вместе с общественным мнением британская карикатура язвила по поводу перемен у соседей — новой «неоклассической» парижской моды, революционного «покроя» посредством гильотины — и периодически выливала галлоны желчи на непонятного русского союзника, который внезапно обращался в противника. То, что сатира — мощное оружие, стало ясно именно вскоре после золотого века британской карикатуры. Это поняли и большевики. Гилреев и Роуландсонов стал собирать в 1920–1930-е годы Центральный партийный архив (ЦПА), ставший отделом Института К. Маркса и Ф. Энгельса. Теперь это РГАСПИ. Все же английской карикатуре не удалось избежать партийности, хотя бы по прописке. 

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
6
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
7
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+