18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Беспощадный век. Английская сатира во всеоружии

Карикатура туманного Альбиона на выставке в музее-заповеднике «Царицыно»

Посмеяться на британский манер над предрассудками и нелепостями мира сего предлагает музей-заповедник «Царицыно» на выставке английской сатирической графики XVIII — первой трети XIX века — 200 листов, хранящиеся в шести отечественных государственных собраниях и частных коллекциях.

Весенний призыв к английскому чувству юмора — неплохая идея. Особенно в перекрестный Год языка и литературы Великобритании — России. Выставка в Царицыне покажет бойкую на язык (не только в смысле текста подписей) английскую карикатуру золотого века, на которую затем равнялись континентальные остроумцы от графики: Оноре Домье, Поль Гаварни, Изидор Жерар Гранвиль... На выставке покажут творчество мэтров этого жанра, постаравшихся поднять его из низин академической иерархии на достойную высоту. Речь идет о Томасе Роулендсоне, Джеймсе Гилрее, Джордже Крукшенке и других мастерах, не оставлявших в покое ни одну актуальную в то время тему: политическое и общественное событие, смену моды и увлечений, перемену в нравах. В какой-то мере они продолжили традицию Уильяма Хогарта (который, кстати, тоже стал объектом карикатур), но уже без его бичеваний и морализаторства. Карикатура этого периода не знала партийности. Она была не за тори и не за вигов — она была «гласом народа», а потому не создавала себе кумиров, наоборот, все ниспровергала и порой изъяснялась таким площадным изобразительным языком, что в наше время понадобились бы пометки вроде «18+». Сатирические гравюры печатали многочисленные по тем временам издательства. Такие эстампы пользовались большим спросом: их коллекционировали (премьер-министр Уильям Питт-младший собирал всевозможные шаржи на свою персону), они становились поводом для заочного приговора (Наполеон Бонапарт посулил виселицу Гилрею за серию карикатур на себя).

Вместе с общественным мнением британская карикатура язвила по поводу перемен у соседей — новой «неоклассической» парижской моды, революционного «покроя» посредством гильотины — и периодически выливала галлоны желчи на непонятного русского союзника, который внезапно обращался в противника. То, что сатира — мощное оружие, стало ясно именно вскоре после золотого века британской карикатуры. Это поняли и большевики. Гилреев и Роуландсонов стал собирать в 1920–1930-е годы Центральный партийный архив (ЦПА), ставший отделом Института К. Маркса и Ф. Энгельса. Теперь это РГАСПИ. Все же английской карикатуре не удалось избежать партийности, хотя бы по прописке. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+