18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Фотографы «Большого яблока»: они мечтали изменить мир

Легендарную нью-йорк­скую Фотолигу (Photo Lea­gue), одно из самых радикальных объединений фотографов ХХ века, уже показывали в Москве на Фотобиеннале-2004, но большой выставкой (теперь на Фотобиеннале-2016), как нынешняя в Еврейском музее, в России она представлена впервые (куратор — Нина Гомиашвили). Вся история Фотолиги занимает меньше двух десятилетий (с конца Великой депрессии до начала холодной войны), но ее участникам удалось в корне изменить представление о документальной фотографии. Главная их тема — изнанка Нью-Йорка: бедные кварталы, чумазые дети, дешевые лавки, забастовки рабочих. Снималось все ручной 35-миллиметровой камерой в Гарлеме, Бронксе, Нижнем Ист-Сайде, Кони-Айленде: для социальных или криминальных сюжетов вовсе не надо было выезжать за пределы «Большого яблока».

Фотолига была создана в 1936 году, но у нее была предыстория. В 1930-м коммунистическая «Международная рабочая помощь» со штаб-квартирой в Берлине основала в Нью-Йорке Worker’s Camera League — объединение, которое должно было, документируя жизнь рабочего класса с помощью фотокамеры, бороться за права пролетариев. Спустя четыре года организация разделилась на объединение кинодокументалистов Frontier Films и собственно Фотолигу. Большинство участников последней были эмигрантами первого поколения, в том числе из России, идеалистами, мечтавшими перевернуть мир. Фотолига была не только профессиональным содружеством, но и школой для бедных талантов: мастер-классы, которые здесь вели звезды фотографии Ансель Адамс, Роберт Капа, Анри Картье-Брессон, Рой Страйкер, были бесплатными.

После Второй мировой войны в творчестве участников Фотолиги появляются художественные и лирические сюжеты. Но с началом холодной войны иметь левые взгляды стало опасно, началась «охота на ведьм», и в 1947 году Фотолига была внесена в черный список организаций, относящихся к «фашистским, коммунистическим или ведущим подрывную деятельность». Еще два года спустя участница объединения Анджела Каломирис, сотрудничавшая с ФБР, обвинила своих коллег в поддержке компартии. Начался громкий судебный процесс, приведший к окончательному закрытию организации.

На выставке история Фотолиги показана через снимки ее главных участников. В экспозицию также включен документальный фильм о Льюисе Хайне, одной из самых ярких фигур объединения, — Америка и Льюис Хайн (1984). Он снят Ниной Розенблюм, дочерью Уолтера Розенблюма, классика американской фотографии и тоже участника Фотолиги. Еще один ее фильм, уже обо всей истории организации, под названием Повседневные чудеса. Фотолига: Нью-Йорк, планируется показать в музее второго апреля.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
6
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+