18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Мастера советского периода на аукционе «Совком» в Москве

Георгий Нисский. «Дмитровский шлюз». Эстимейт $120–150 тыс.Предоставлено Совкомом
Георгий Нисский. «Дмитровский шлюз». Эстимейт $120–150 тыс.Предоставлено Совкомом

Большой аукцион советского искусства включает полторы сотни отборных произведений живописи и графики. Большая часть из них — классика разных десятилетий от Дмитрия Налбандяна и Сергея Герасимова (его выставка как раз откроется в начале апреля в Третьяковке) до Сойфертиса, Осмеркина и Бритова.

По словам руководителя аукционного дома Юрия Тюхтина, сначала в каталоге планировали объединить русское искусство с советским, но, проанализировав рынок, решили сконцентрироваться на периоде, который сейчас наиболее востребован у собирателей. «Ситуация на рынке в настоящий момент сложная и вряд ли быстро изменится. Но именно советское искусство сейчас оказалось в абсолютном фаворе. В отличие от него, русская классика продается плохо, а на работы среднего ценового уровня рынка нет вообще. Я думаю, на популярность советского искусства повлияла большая выставка в Манеже («Романтический реализм. Советская живопись 1925–1945 гг.». — TANR) и другие крупные экспозиции. Возникла здоровая ностальгия. За последнее время на рынке появилось примерно 10–15 новых коллекционеров, возник ажиотажный спрос на это искусство. Только с сентября по декабрь прошлого года мы продали около 200 работ советских художников. При этом популярностью пользуются не идеологические сюжеты соцреализма, а качественная живопись 1950–1960-х годов. Многие наши новые клиенты покупают советское искусство для украшения интерьера. На мой взгляд, это очень позитивно», — рассказал Тюхтин.

Самый дорогой лот аукциона — «Пейзаж с лошадьми» Петра Кончаловского (эстимейт $400–700 тыс.). Построение композиции, цветовая гамма, размашистые мазки, обнаженные купальщицы у озера выдают его интерес к Сезанну (главный русский сезаннист даже перевел с французского и издал книгу о художнике). В 1924 году картина выставлялась на Венецианской биеннале в советском павильоне, где Кончаловскому была выделена целая стена (СССР участвовал тогда в биеннале впервые и показывал лучшее, что нашлось в его современном искусстве). Сразу после биеннале почти все работы были проданы и остались в Италии: «Семейный портрет» — в Национальной галерее Ка’Пезаро, другие работы, в том числе «Пейзаж с лошадьми», — в частных собраниях. Там он и хранился до прошлого года, когда был куплен Юрием Тюхтиным на торгах Sotheby’s.

Еще одна работа Кончаловского написана десятилетие спустя и имеет уже совсем другой сюжет и характер — «Мурманск. Туломстрой. Водосбор» ($250–350 тыс.). Летом 1936 года художник вместе с семьей отправился в Мурманск, где в рекордные сроки завершалось строительство Нижне-Туломской ГЭС. Результатом командировки стали три пейзажа, один из которых выставлен на торги.

Светлое советское настоящее, написанное с почти импрессионистической легкостью, проглядывает и в «Дмитровском шлюзе» Георгия Нисского ($120–150 тыс.). Относительно небольшая работа в графическом стиле, вероятно, предназначалась для обложки журнала или открытки. Но качество исполнения делает ее абсолютно самостоятельным шедевром музейного уровня.

Несколькими лотами в каталоге представлен Георгий Савицкий, сын художника-передвижника, известный баталист, автор панорамы «Штурм Перекопа» и иллюстраций к «Герою нашего времени» Лермонтова и «Маленьким трагедиям» Пушкина. Помимо хрестоматийного, участвовавшего во многих выставках «Портрета жены» ($25–40 тыс.), на торги попала редкая академическая работа художника «Бой быков» ($7–12 тыс.). В 1915 году Савицкий окончил Академию художеств и был премирован заграничной поездкой, под впечатлением от которой и была написана картина. Более поздний вариант сюжета хранится в собрании Владимиро-Суздальского художественного музея.

В каталоге представлены практически все основные имена и направления советского периода. Есть здесь колоритные рисунки тушью члена ОСТа Мечислава Доброковского и фирменная для Александра Лабаса сцена в аэропорту, характерный пейзаж 1959 года Якова Ромаса (любопытный факт: художник был приемным сыном революционерки Инессы Арманд) и необычный для советской живописи пикник на пленэре Павла Соколова-Скаля, эскиз Сергея Герасимова к полотну «Восстание Е.И.Пугачева» и редкая для рынка живопись Константина Максимова, преподававшего в 1950-х годах в Пекине и невероятно популярного у китайских собирателей. В коллекции торгов обнаруживаются все популярные в советское время жанры: сочные натюрморты, графика на тему спорта, нарочито оптимистичные жанровые сцены, разнообразные виды Москвы и Ленинграда, в том числе очередь на выставку Огюста Родена в Эрмитаже в 1967 году, запечатленная Георгием Лозовым, и строительство Театра Советской армии на рисунке Петра Львова 1930-х годов.

Аукцион состоится 31 марта в 19:00.

Самое читаемое:
1
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
Средства на выкуп полотна музей искал около трех лет, в итоге работа была приобретена благодаря целевому пожертвованию. Имена спонсора и бывшего владельца не разглашаются, однако известно, что 40 лет назад картину предлагали Пушкинскому музею
22.02.2023
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
Взаимоотношениям между художниками и их покровителями, а также роли финансистов в создании произведений и роли искусства в укреплении социального статуса банкиров на протяжении столетий посвящена большая выставка в Милане
22.02.2023
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
7
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+