18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Мастера советского периода на аукционе «Совком» в Москве

Георгий Нисский. «Дмитровский шлюз». Эстимейт $120–150 тыс.Предоставлено Совкомом
Георгий Нисский. «Дмитровский шлюз». Эстимейт $120–150 тыс.Предоставлено Совкомом

Большой аукцион советского искусства включает полторы сотни отборных произведений живописи и графики. Большая часть из них — классика разных десятилетий от Дмитрия Налбандяна и Сергея Герасимова (его выставка как раз откроется в начале апреля в Третьяковке) до Сойфертиса, Осмеркина и Бритова.

По словам руководителя аукционного дома Юрия Тюхтина, сначала в каталоге планировали объединить русское искусство с советским, но, проанализировав рынок, решили сконцентрироваться на периоде, который сейчас наиболее востребован у собирателей. «Ситуация на рынке в настоящий момент сложная и вряд ли быстро изменится. Но именно советское искусство сейчас оказалось в абсолютном фаворе. В отличие от него, русская классика продается плохо, а на работы среднего ценового уровня рынка нет вообще. Я думаю, на популярность советского искусства повлияла большая выставка в Манеже («Романтический реализм. Советская живопись 1925–1945 гг.». — TANR) и другие крупные экспозиции. Возникла здоровая ностальгия. За последнее время на рынке появилось примерно 10–15 новых коллекционеров, возник ажиотажный спрос на это искусство. Только с сентября по декабрь прошлого года мы продали около 200 работ советских художников. При этом популярностью пользуются не идеологические сюжеты соцреализма, а качественная живопись 1950–1960-х годов. Многие наши новые клиенты покупают советское искусство для украшения интерьера. На мой взгляд, это очень позитивно», — рассказал Тюхтин.

Самый дорогой лот аукциона — «Пейзаж с лошадьми» Петра Кончаловского (эстимейт $400–700 тыс.). Построение композиции, цветовая гамма, размашистые мазки, обнаженные купальщицы у озера выдают его интерес к Сезанну (главный русский сезаннист даже перевел с французского и издал книгу о художнике). В 1924 году картина выставлялась на Венецианской биеннале в советском павильоне, где Кончаловскому была выделена целая стена (СССР участвовал тогда в биеннале впервые и показывал лучшее, что нашлось в его современном искусстве). Сразу после биеннале почти все работы были проданы и остались в Италии: «Семейный портрет» — в Национальной галерее Ка’Пезаро, другие работы, в том числе «Пейзаж с лошадьми», — в частных собраниях. Там он и хранился до прошлого года, когда был куплен Юрием Тюхтиным на торгах Sotheby’s.

Еще одна работа Кончаловского написана десятилетие спустя и имеет уже совсем другой сюжет и характер — «Мурманск. Туломстрой. Водосбор» ($250–350 тыс.). Летом 1936 года художник вместе с семьей отправился в Мурманск, где в рекордные сроки завершалось строительство Нижне-Туломской ГЭС. Результатом командировки стали три пейзажа, один из которых выставлен на торги.

Светлое советское настоящее, написанное с почти импрессионистической легкостью, проглядывает и в «Дмитровском шлюзе» Георгия Нисского ($120–150 тыс.). Относительно небольшая работа в графическом стиле, вероятно, предназначалась для обложки журнала или открытки. Но качество исполнения делает ее абсолютно самостоятельным шедевром музейного уровня.

Несколькими лотами в каталоге представлен Георгий Савицкий, сын художника-передвижника, известный баталист, автор панорамы «Штурм Перекопа» и иллюстраций к «Герою нашего времени» Лермонтова и «Маленьким трагедиям» Пушкина. Помимо хрестоматийного, участвовавшего во многих выставках «Портрета жены» ($25–40 тыс.), на торги попала редкая академическая работа художника «Бой быков» ($7–12 тыс.). В 1915 году Савицкий окончил Академию художеств и был премирован заграничной поездкой, под впечатлением от которой и была написана картина. Более поздний вариант сюжета хранится в собрании Владимиро-Суздальского художественного музея.

В каталоге представлены практически все основные имена и направления советского периода. Есть здесь колоритные рисунки тушью члена ОСТа Мечислава Доброковского и фирменная для Александра Лабаса сцена в аэропорту, характерный пейзаж 1959 года Якова Ромаса (любопытный факт: художник был приемным сыном революционерки Инессы Арманд) и необычный для советской живописи пикник на пленэре Павла Соколова-Скаля, эскиз Сергея Герасимова к полотну «Восстание Е.И.Пугачева» и редкая для рынка живопись Константина Максимова, преподававшего в 1950-х годах в Пекине и невероятно популярного у китайских собирателей. В коллекции торгов обнаруживаются все популярные в советское время жанры: сочные натюрморты, графика на тему спорта, нарочито оптимистичные жанровые сцены, разнообразные виды Москвы и Ленинграда, в том числе очередь на выставку Огюста Родена в Эрмитаже в 1967 году, запечатленная Георгием Лозовым, и строительство Театра Советской армии на рисунке Петра Львова 1930-х годов.

Аукцион состоится 31 марта в 19:00.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+