18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Легендарную инсталляцию Курта Швиттерса реконструировали в Норвегии

№41, март 2016
№41
Материал из газеты

Благодарные потомки вспомнили странного художника, восстановив его «мерцбау»

В Норвегии реконструировали мерцбау Курта Швиттерса. На фото: первый мерцбау из Ганновера, уничтоженный во время Второй мировой и восстановленный в Музее Шпренгеля / Wilhelm Redema
В Норвегии реконструировали мерцбау Курта Швиттерса. На
Фото: первый мерцбау из Ганновера, уничтоженный во время Второй мировой и восстановленный в Музее Шпренгеля / Wilhelm Redema

Один из немногих уцелевших «мерцбау», или «мерц-строений» (как называл свои объемные ассамбляжи, созданные из подручных материалов, соединяемых в непредсказуемом порядке и постепенно заполнявших собою помещение целиком, сам автор), немецкого художника-дадаиста Курта Швиттерса обрел новый дом в Норвегии. Ромсдальский музей в Молде представил в своей постоянной экспозиции трехмерный коллаж Швиттерса, которого считают пионером ассамбляжа. «До сегодняшнего дня о существовании этой работы в мире было мало кому известно», — говорит представительница музея.

Скульптурно-архитектурный мерц привезли с острова в Норвежском море, расположенного к югу от прибрежного города Молде. Швиттерс создал его в старом сарае в конце 1930-х годов. Заново собранная работа теперь заняла свое место в постоянной экспозиции в новом здании музея, строительство которого обошлось в €15 млн.

Реставрация произведения началась в 2010 году. «Работать было очень сложно, — рассказывают в музее, — поскольку сохранился только один снимок времен Швиттерса, и на нем запечатлен лишь угол его сарая». Реставраторы пытались максимально близко передать авторскую идею, несмотря на то что пришлось удалить несколько оригинальных элементов, содержавших асбест.

В Норвегии, где художник, спасаясь от нацистов, прожил с 1937 по 1940 год, он создал всего два мерц-строения. Вторая аналогичная работа периода «норвежского изгнания» Швиттерса погибла во время пожара в 1950-х годах.

Перевозку уцелевшего мерца в музей спонсировал фонд из Осло Sparebankstiftelsen. «Во времена Швиттерса его авангардные коллажи в Норвегии не приняли. Мы хотим напомнить о нем», — так в фонде объясняют свое участие в проекте. Sparebankstiftelsen потратил €5 млн, собрав внушительную коллекцию работ Швиттерса. Он также планирует выделить средства на проведение международной конференции, посвященной творчеству художника, которая пройдет в Норвегии летом этого года.

Самое читаемое:
1
Главные выставки осени
Кафка, авангардный «Ревизор», легенда о шапке Мономаха и шедевры анонимных абстракционистов — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Санкт-Петербурга
04.09.2023
Главные выставки осени
2
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
Лоты из дома фронтмена Queen, начиная с японских произведений искусства и заканчивая сценическими костюмами, доводили участников торгов на Нью-Бонд-стрит до безумия
07.09.2023
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
3
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
Газета является единственным в России интернациональным изданием, посвященным искусству
30.08.2023
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
4
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер
08.09.2023
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
5
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
Книга Марии Демидовой «Скрытые смыслы» отнюдь не справочник в духе «Ренессанс для чайников», а серьезное исследование иконографии той эпохи. Тем не менее многие изобразительные сюжеты получают здесь ясное, достоверное объяснение
01.09.2023
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
6
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм
14.09.2023
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
7
Коллекция Галуста Гульбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
История великого коллекционера, умевшего извлекать прибыль из любых обстоятельств, нефтяного магната и ценителя искусства, памятником которому остался музей его имени в столице Португалии
15.09.2023
Коллекция Галуста Гульбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+