18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Иранское искусство завоевывает Лондон благодаря русским арт-дилерам

Выставкой иранского художника Резы Деракшани в Лондоне открылась галерея искусства стран Ближнего Востока Sophia Contemporary Gallery, один из основателей которой Василий Царенков.

«Предрассветный бриз» вызвала настоящий ажиотаж: на вернисаже, где присутствовал сам художник, собрались практически все лондонские ценители современного иранского искусства, окружавшие картины плотной стеной. За один вечер коллекционерам из Великобритании, Германии и США были проданы почти все выставленные работы, стоимость которых колебалась в пределах от £60 тыс. до £150 тыс.

Основателями галереи в лондонском районе Мэйфейр выступили сын известного коллекционера русского искусства Василий Царенков (его отец Владимир Царенков одно время держал в Лондоне галерею русского искусства St. Petersburg Gallery), арт-дилер Лали Маргания и специалист по иранской культуре Лили Джассеми, иранка по происхождению, живущая в Германии. Идея создания новой галереи возникла два года назад во время путешествия Василия Царенкова по Ближнему Востоку. Потом Лили Джассеми предложила устроить аукцион иранского искусства на Sotheby’s, что навело Царенкова на мысль о необходимости институции, которая бы фокусировалась на ближневосточном регионе. Отмена санкций в отношении Ирана в январе этого года придала основателям галереи еще большую уверенность в том, что у их проекта есть будущее.

На вопрос о том, что заставило Василия Царенкова отойти от семейных традиций коллекционирования русского искусства, он ответил: «На Западе сейчас представлено мало художников из Ирана. Есть иранская диаспора, но нет возможности поддерживать связь именно с арт-миром внутри Ирана — его представители практически не известны западному зрителю, как раз по причине долгой изоляции страны. Со стороны западных коллекционеров наблюдается все возрастающий интерес к этому сегменту рынка и желание как можно больше узнать об искусстве региона».

Известный иранский художник, поэт и музыкант Реза Деракшани живет в Остине (США, штат Техас) и считается одним из ведущих мастеров современного искусства, признанных как у себя на родине, так и на Западе. Блестящий колорист, он опирается на традиции и символику искусства Ирана, одновременно обращаясь к западной стилистике абстрактного экспрессионизма. В 1980-х годах Деракшани был членом группы американских неоэкспрессионистов (в частности, он до сих пор поддерживает тесные дружеские связи с художником Франческо Клементе). Работы иранца хранятся в частных коллекциях и в собраниях Британского музея, Тегеранского музея современного искусства, нью-йоркского Метрополитен-музея. Интерес к творчеству Деракшани проявил и Государственный Русский музей: 25 мая в Санкт-Петербурге открывается выставка работ художника. Она продлится до 25 июля, а к осенью ее можно будет увидеть в Германии в Художественной коллекции Хемница. Кроме того, Sophia Contemporary Gallery поделилась планами выставок Деракшани в Азербайджане и, возможно, в Грузии и Казахстане, так как его произведения вызывают огромный интерес в ряде стран постсоветского пространства.

По словам менеджера галереи Лали Маргания, Sophia Contemporary Gallery заключила контракт с Деракшани на пять лет, теперь она его основной представитель на западном рынке искусства. Впрочем, главной задачей только что открывшейся галереи Василий Царенков видит «не только организацию выставок художников с Ближнего Востока, но и креативный диалог между Западом и Востоком».

Сразу после «Предрассветного бриза» последуют выставки признанного иранского художника-графика Мехрдада Хатеи (с 28 апреля по 4 июня), молодого художника-абстракциониста Пууйи Арьянопура, в своем творчестве опирающегося на традиции суфизма, и еще одного начинающего автора, Азаде Разагдуста. Летом галерея организует обширную групповую экспозицию работ художников из Германии, Ирана, Пакистана, США и Франции, исследующую концептуальные и эстетические параллели в их творчестве. «Мы хотели бы стать первооткрывателями искусства Ближнего Востока на Западе — теми, кто разрушает культурные барьеры и тесные рамки категорий», — говорят основатели галереи. В задачи Sophia Contemporary Gallery также входит помощь музеям в организации выставок иранских художников, сотрудничество с частными и государственными музеями и влиятельными коллекционерами.

Впрочем, сбрасывать со счетов российское искусство галерея не намерена: в ее планы входят выставки современных художников из России и стран СНГ, в частности Азербайджана, культура которого имеет много точек соприкосновения с традициями Ирана. Одна из таких выставок намечена на 2017 год. Вполне возможно, что галерейный союз Царенкова, Маргания и Джассеми послужит сигналом к действию для других русских галеристов и коллекционеров, побуждая их расширить рамки своей деятельности, переключиться на новые международные проекты, которые также помогли бы вписать российских художников в глобальный контекст.

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
6
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
7
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+