Признано официально: в 2015 году уровень продаж искусства снизился

Клуб избранных: «Три наброска к автопортрету» (1980) Фрэнсиса Бэкона в июле 2015 г. ушли с молотка на лондонских торгах Sotheby’s за £14,7 млн; проданные более чем за $1 млн произведения обеспечили в 2015 г. 57% от общего оборота аукционов, составив при этом всего 1% от всех совершенных сделок / Courtesy of Sotheby’
Клуб избранных: «Три наброска к автопортрету» (1980) Фрэнсиса Бэкона в июле 2015 г. ушли с молотка на лондонских торгах Sotheby’s за £14,7 млн; проданные более чем за $1 млн произведения обеспечили в 2015 г. 57% от общего оборота аукционов, составив при этом всего 1% от всех совершенных сделок / Courtesy of Sotheby’

Согласно ежегодному отчету TEFAF, снижение на художественном рынке, явно предпочитающем элитный сегмент, составило 7%.

В ежегодном отчете экономиста Клэр Макэндрю о состоянии арт-рынка, одном из главных источников статистической информации об этой сфере торговли, зафиксировано 7%-ное снижение оборота — до $63,8 млрд (в 2014 году сумма равнялась $68,2 млрд). Этот отчет традиционно заказывается крупнейшей ярмаркой изящных искусств TEFAF, которая открылась сегодня для посетителей в голландском городе Маастрихт. В исследовании были использованы данные открытых аукционных торгов и информация от менее публичной части участников рынка, полученная при помощи анонимного онлайн-опроса, в котором приняли участие около 6 тыс. арт-дилеров по всему миру. Следует отметить, что отчет Клэр Макэндрю не дает исчерпывающую информацию (к примеру, на онлайн-опрос ответило лишь приблизительно 14% арт-дилеров), однако остается наиболее полным ее источником из доступных на крайне непрозрачном рынке искусства.

В числе выводов, не противоречащих эмпирическим данным, — тот факт, что большая часть выручки приходится на сектора послевоенного, современного искусства и искусства модернизма. Основных участников ярмарки TEFAF, традиционно занимающихся старыми мастерами, не может не обрадовать, что объем этого рыночного сегмента увеличился на — пусть и скромные — 4%, однако общая стоимость продаж при этом упала на 33%.

В 2015 году продолжилась поляризация рынка, где с одной стороны — лучшие (или по меньшей мере самые дорогие) произведения, а с другой — все остальное. Проданные более чем за $1 млн работы обеспечили 57% от общего оборота аукционов отчетного года, составив при этом всего 1% от всех совершенных сделок. В клуб избранных, возглавляемый Энди Уорхолом, Фрэнсисом Бэконом и Саем Твомбли, входит совсем небольшое число художников.

Суммарная выручка торгов в Китае, информацию о которых предоставила исследовательская группа Art Market Monitor от компании Artron, сократилась на 23% и составила $11,8 млрд. Это привело к тому, что страна впервые с 2012 года оказалась на третьем месте, уступив США (здесь продажи выросли на 4% до рекордной суммарной выручки в $27,3 млрд) и Соединенному Королевству (продажи снизились на 9% до $13,5 млрд).

Клэр Макэндрю не считает, что спад затянется, и отмечает, что «главная причина отрицательной динамики заключается в том, что, чем больше становится рынок, тем труднее ему расти в прежнем темпе». По ее мнению, строить предположения о том, что нас ждет в 2016 году, еще слишком рано.

Ранее Макэндрю приводила данные в своем отчете в евро — в этом году перешла на американские доллары как более широко используемую на арт-рынке валюту. При пересчете, основанном на среднем курсе доллара к евро в 2015 году, суммарная выручка арт-рынка составит €57,4 млрд, что на самом деле больше прошлогоднего результата в €51 млрд. Однако это кажущееся несоответствие объясняется тем, что между 2014 и 2015 годом стоимость евро относительно доллара значительно снизилась.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+