Признано официально: в 2015 году уровень продаж искусства снизился

Клуб избранных: «Три наброска к автопортрету» (1980) Фрэнсиса Бэкона в июле 2015 г. ушли с молотка на лондонских торгах Sotheby’s за £14,7 млн; проданные более чем за $1 млн произведения обеспечили в 2015 г. 57% от общего оборота аукционов, составив при этом всего 1% от всех совершенных сделок / Courtesy of Sotheby’
Клуб избранных: «Три наброска к автопортрету» (1980) Фрэнсиса Бэкона в июле 2015 г. ушли с молотка на лондонских торгах Sotheby’s за £14,7 млн; проданные более чем за $1 млн произведения обеспечили в 2015 г. 57% от общего оборота аукционов, составив при этом всего 1% от всех совершенных сделок / Courtesy of Sotheby’

Согласно ежегодному отчету TEFAF, снижение на художественном рынке, явно предпочитающем элитный сегмент, составило 7%.

В ежегодном отчете экономиста Клэр Макэндрю о состоянии арт-рынка, одном из главных источников статистической информации об этой сфере торговли, зафиксировано 7%-ное снижение оборота — до $63,8 млрд (в 2014 году сумма равнялась $68,2 млрд). Этот отчет традиционно заказывается крупнейшей ярмаркой изящных искусств TEFAF, которая открылась сегодня для посетителей в голландском городе Маастрихт. В исследовании были использованы данные открытых аукционных торгов и информация от менее публичной части участников рынка, полученная при помощи анонимного онлайн-опроса, в котором приняли участие около 6 тыс. арт-дилеров по всему миру. Следует отметить, что отчет Клэр Макэндрю не дает исчерпывающую информацию (к примеру, на онлайн-опрос ответило лишь приблизительно 14% арт-дилеров), однако остается наиболее полным ее источником из доступных на крайне непрозрачном рынке искусства.

В числе выводов, не противоречащих эмпирическим данным, — тот факт, что большая часть выручки приходится на сектора послевоенного, современного искусства и искусства модернизма. Основных участников ярмарки TEFAF, традиционно занимающихся старыми мастерами, не может не обрадовать, что объем этого рыночного сегмента увеличился на — пусть и скромные — 4%, однако общая стоимость продаж при этом упала на 33%.

В 2015 году продолжилась поляризация рынка, где с одной стороны — лучшие (или по меньшей мере самые дорогие) произведения, а с другой — все остальное. Проданные более чем за $1 млн работы обеспечили 57% от общего оборота аукционов отчетного года, составив при этом всего 1% от всех совершенных сделок. В клуб избранных, возглавляемый Энди Уорхолом, Фрэнсисом Бэконом и Саем Твомбли, входит совсем небольшое число художников.

Суммарная выручка торгов в Китае, информацию о которых предоставила исследовательская группа Art Market Monitor от компании Artron, сократилась на 23% и составила $11,8 млрд. Это привело к тому, что страна впервые с 2012 года оказалась на третьем месте, уступив США (здесь продажи выросли на 4% до рекордной суммарной выручки в $27,3 млрд) и Соединенному Королевству (продажи снизились на 9% до $13,5 млрд).

Клэр Макэндрю не считает, что спад затянется, и отмечает, что «главная причина отрицательной динамики заключается в том, что, чем больше становится рынок, тем труднее ему расти в прежнем темпе». По ее мнению, строить предположения о том, что нас ждет в 2016 году, еще слишком рано.

Ранее Макэндрю приводила данные в своем отчете в евро — в этом году перешла на американские доллары как более широко используемую на арт-рынке валюту. При пересчете, основанном на среднем курсе доллара к евро в 2015 году, суммарная выручка арт-рынка составит €57,4 млрд, что на самом деле больше прошлогоднего результата в €51 млрд. Однако это кажущееся несоответствие объясняется тем, что между 2014 и 2015 годом стоимость евро относительно доллара значительно снизилась.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+