18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Арсенал» отреставрировали, снабдив мультимедийными залами, лифтом и отоплением

Государственный музей-заповедник «Царское Село» 11 марта продемонстрировал журналистам результат реставрации павильона «Арсенал», который откроется для публики в начале осени этого года.

«Арсенал» находится в центре Александровского парка и служит для него градостроительной доминантой: к внушительному краснокирпичному зданию ведут лучевые аллеи, павильон был поставлен по центральной оси парадного входа Екатерининского дворца. Неоготическая постройка по проекту Адама Менеласа появилась в 1817–1834 годах на месте паркового павильона «Монбижу» середины XVIII века, построенного Саввой Чевакинским и Франческо Бартоломео Растрелли. Как следует из названия, «Арсенал» предназначался для хранения оружия, страстным собирателем которого был император Николай I, чья коллекция насчитывала более 2 тыс. предметов. При Александре III она была перевезена в Эрмитаж и впоследствии составила часть экспозиции Рыцарского зала.

Как и все постройки Царского Села, павильон «Арсенал» сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, лишился крыши и всех интерьеров; в таком состоянии он был законсервирован в 1970-е годы. К началу реставрации с осени 2014 года центральный купол и другие конструкции павильона находились в критическом состоянии. Ремонтно-реставрационные работы по проекту института «Спецпроектреставрация» провел «Ремстройфасад». Общая сумма работ, выполненных в рекордные сроки, составила почти 250 млн руб., которые были выделены из федерального бюджета.

При внешней монументальности «Арсенал» — очень небольшой павильон, насчитывающий восемь залов. Практически все детали декора были утрачены, немногие подлинные элементы оставлены без покраски. При реставрации на фасаде были сохранены два зондажа, по которым можно проследить историческую кладку растреллиевского павильона «Монбижу».

Эффектное центральное пространство второго этажа — купольный Зал рыцарей и четыре капеллы, которые называются Турецкая, Албанская, Мавританская и Русская. Виды этого зала и хранившихся в нем предметов были запечатлены в акварелях художника Алоизия Рокштуля, давших много информации для реставраторов, которые воссоздали все декоративное убранство.

Выполненный Адамом Менеласом кирпичный купол отличался сложностью конфигурации, и его реставрация стала одним из самых трудных этапов работы. По окружности купола расположены геральдические щиты с гербами Российских губерний. Также внутри одной из башен воссоздана чугунная винтовая лестница, сохранившаяся лучше других элементов здания, — она ведет на верхний ярус башни и кровлю. 

По словам директора музея Ольги Таратыновой, в павильоне будет размещена восточная коллекция из фондов ГМЗ «Царское Село», а также приобретения последнего времени. Будущая экспозиция должна полно представить псевдоготический стиль и главное увлечение императора Николая I, «последнего рыцаря Европы», как его называли, — коллекцию оружия. В экспозицию войдут предметы, которые Царское Село примет на временное хранение по межмузейному обмену из Государственного Эрмитажа, о чем уже есть договоренность с его директором Михаилом Пиотровским. Нельзя не отметить, что поэтизация николаевской эпохи, несомненно, входит сейчас в резонанс с событиями актуальной истории.

Весной прилегающая к «Арсеналу» территория парка будет благоустроена, и в начале осени павильон будет открыт для публики. В отреставрированном «Арсенале» предусмотрены такие современные технические средства, как два мультимедийных зала, лифт для маломобильных посетителей; кроме того, он впервые получил систему отопления, которое будет электрическим. Следующим объектом, подготовка к реставрации которого уже началась, станет также построенный Менеласом в Александровском парке павильон «Шапель».

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Рейтинг посещаемости российских музеев за 2022 год: топ-50
Мы публикуем рейтинги посещаемости российских музеев ежегодно начиная с 2013-го и воспринимаем их как статистическое отражение реальной ситуации в музейной сфере. Для наших музеев 2022 год оказался не худшим
04.05.2023
Рейтинг посещаемости российских музеев за 2022 год: топ-50
3
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
4
Рейтинг посещаемости российских художественных выставок за 2022 год: топ-50
Топ-50 самых популярных российских выставок за 2022 год составлен на основании опроса, проведенного нашей редакцией. Во внимание принимались только художественные выставки или те, что содержали художественную составляющую
04.05.2023
Рейтинг посещаемости российских художественных выставок за 2022 год: топ-50
5
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
6
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
7
Музейный рейтинг, обратная связь: ни к старому, ни к новому, а к приемлемому
Приоритеты, тренды, активности и другие перспективные формы работы отечественных музеев — в нашем обзоре
04.05.2023
Музейный рейтинг, обратная связь: ни к старому, ни к новому, а к приемлемому
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+