18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Секретные материалы», или Что мы еще не знаем о московской подземке

№41
Материал из газеты

Об этом расскажут на выставке в Музее архитектуры им. А.В.Щусева

В истории строительства московского метро остается еще много белых пятен, и выставка в Музее архитектуры им. А.В.Щусева по замыслу ее кураторов (Ирина Чепкунова, Мария Костюк, Елена Желудкова) должна продолжить тему их раскрытия. В экспозицию ­войдут редкие архивные материалы из фондов музея, Музея Московского метрополитена и Мосгипротранса (организации, которая проектирует и строит новые станции), сегодня уже ставшие памятниками культуры, ведь в создании подземных «дворцов для народа» принимали участие ведущие архитекторы, художники и скульпторы: братья Веснины, Александр Дейнека, Алексей Душкин, Борис Иофан, Павел Корин, Николай Ладовский, Иван Фомин.

Самой интересной темой в этом проекте обещает быть то, как выглядели бы станции, если бы воплотились изначальные проекты, а они не раз менялись в силу разных причин. Так, в эскизах Иофана сохранился проект станции «Бауманская», которая задумывалась как «Спартаковская» с изваяниями героев восстания Спартака и советских спортсменов. Но строительство было прервано войной, и в 1943 году появился другой проект — со скульптурами советских воинов и тружеников тыла Вячеслава Андреева. Гипсовая модель его Десантника из собрания Музея архитектуры будет в экспозиции.

Станцию «Павелецкая» должны были строить по проекту Весниных и планировали посвятить шахтерам, назвав «Донбасской». Ее должны были украсить мозаичные восьмигранные панно на тему Железнодорожная магистраль Москва — Донбасс Дейнеки, изображения которых остались и в проекте Весниных. Плафоны были уже изготовлены в блокадном Ленинграде мозаичистом Владимиром Фроловым. Однако металлические конструкции для их крепления остались в оккупированном немцами Днепропетровске, и проект остался на бумаге. Новый вариант «Павелецкой» уже принадлежит архитектору Душкину, а панно Дейнеки украсили «Новокузнецкую», спроектированную Иваном Тарановым и Надеждой Быковой.

Не были реализованы и уникальные двухъярусные пересадочные станции Таранова. Сын архитектора Андрей Таранов предоставил для выставки уникальный материал о неосуществленных проектах отца, в том числе фотографии макета одной из двухъярусных станций — «Киевской». Метрострой начал готовить проект в 1947 году, к 70-летию Сталина. Однако от идеи строительства отказались, опасаясь не успеть к юбилею вождя. В свою очередь, историк архитектуры Марианна Евстратова предоставила материалы по станции «Комсомольская-кольцевая» — проекта Алексея Щусева, реализацией которого после его смерти занимались его ученики, и конечный результат здесь также отличается от изначального варианта. Павел Корин, создавший мозаичные панно, был привлечен к работе уже на окончательном этапе.

Будет в экспозиции и архитектурная графика Алексея Душкина. Ведь именно его проекты первых станций — «Дворец Советов» (ныне «Кропоткинская»), «Площадь Революции», «Маяковская», «Завод имени Сталина» («Автозаводская») и «Новослободская» — задали высокую планку остальным проектировщикам метрополитена.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+