«Секретные материалы», или Что мы еще не знаем о московской подземке

№41, март 2016
№41
Материал из газеты

Об этом расскажут на выставке в Музее архитектуры им. А.В.Щусева

Станция «Аэропорт». Архитекторы Б.Виленский, В.Ершов. Открыта 11 сентября 1938 года / Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева
Станция «Аэропорт». Архитекторы Б.Виленский, В.Ершов. Открыта 11 сентября 1938 года / Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева

В истории строительства московского метро остается еще много белых пятен, и выставка в Музее архитектуры им. А.В.Щусева по замыслу ее кураторов (Ирина Чепкунова, Мария Костюк, Елена Желудкова) должна продолжить тему их раскрытия. В экспозицию ­войдут редкие архивные материалы из фондов музея, Музея Московского метрополитена и Мосгипротранса (организации, которая проектирует и строит новые станции), сегодня уже ставшие памятниками культуры, ведь в создании подземных «дворцов для народа» принимали участие ведущие архитекторы, художники и скульпторы: братья Веснины, Александр Дейнека, Алексей Душкин, Борис Иофан, Павел Корин, Николай Ладовский, Иван Фомин.

Самой интересной темой в этом проекте обещает быть то, как выглядели бы станции, если бы воплотились изначальные проекты, а они не раз менялись в силу разных причин. Так, в эскизах Иофана сохранился проект станции «Бауманская», которая задумывалась как «Спартаковская» с изваяниями героев восстания Спартака и советских спортсменов. Но строительство было прервано войной, и в 1943 году появился другой проект — со скульптурами советских воинов и тружеников тыла Вячеслава Андреева. Гипсовая модель его Десантника из собрания Музея архитектуры будет в экспозиции.

Станцию «Павелецкая» должны были строить по проекту Весниных и планировали посвятить шахтерам, назвав «Донбасской». Ее должны были украсить мозаичные восьмигранные панно на тему Железнодорожная магистраль Москва — Донбасс Дейнеки, изображения которых остались и в проекте Весниных. Плафоны были уже изготовлены в блокадном Ленинграде мозаичистом Владимиром Фроловым. Однако металлические конструкции для их крепления остались в оккупированном немцами Днепропетровске, и проект остался на бумаге. Новый вариант «Павелецкой» уже принадлежит архитектору Душкину, а панно Дейнеки украсили «Новокузнецкую», спроектированную Иваном Тарановым и Надеждой Быковой.

Не были реализованы и уникальные двухъярусные пересадочные станции Таранова. Сын архитектора Андрей Таранов предоставил для выставки уникальный материал о неосуществленных проектах отца, в том числе фотографии макета одной из двухъярусных станций — «Киевской». Метрострой начал готовить проект в 1947 году, к 70-летию Сталина. Однако от идеи строительства отказались, опасаясь не успеть к юбилею вождя. В свою очередь, историк архитектуры Марианна Евстратова предоставила материалы по станции «Комсомольская-кольцевая» — проекта Алексея Щусева, реализацией которого после его смерти занимались его ученики, и конечный результат здесь также отличается от изначального варианта. Павел Корин, создавший мозаичные панно, был привлечен к работе уже на окончательном этапе.

Будет в экспозиции и архитектурная графика Алексея Душкина. Ведь именно его проекты первых станций — «Дворец Советов» (ныне «Кропоткинская»), «Площадь Революции», «Маяковская», «Завод имени Сталина» («Автозаводская») и «Новослободская» — задали высокую планку остальным проектировщикам метрополитена.

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке. Спустя шесть лет после того, как мы опубликовали его впервые, он заметно обновился в нижней части. Ротации в верхней части списка мало. Зато рекорды теперь ставятся не только в Лондоне, но и в Москве
18.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
4
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
5
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
6
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+