18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Кругосветная фотобиеннале

№41
Материал из газеты

В Москве можно будет увидеть самые нетронутые уголки Земли

Главный российский фотофестиваль проводится Мультимедиа Арт Музеем раз в два года, чередуясь с «Модой и стилем в фотографии». Фотобиеннале всегда отличалась разнообразием и размахом, и 2016 год не стал исключением: более 50 выставок. Чтобы зрителю было легче ориентироваться в этом изобилии, проекты разнесены по трем основным темам: Япония, Вне Москвы и Санкт-Петербурга и Идентичность. Разделение это, впрочем, условно — проще отслеживать происходящее по именам авторов или по основным музейным площадкам.

Гвоздь программы в этот раз — Генезис Себастьяна Сальгадо. Бразильский фотограф и посол доброй воли ЮНИСЕФ, посетивший более 100 стран, прославился своими проектами эпического размаха. Среди них — знаменитая Рука человека, которую мы уже видели на Фотобиеннале-2006. Генезис не менее эпичен, чем предыдущие проекты: Сальгадо снимал его целых восемь лет! Но если раньше речь шла о великих бедствиях и эксплуатации человека человеком, то нынешний проект принципиально иной. Он посвящен нетронутым уголкам земли и людям, живущим по вековым традициям. «Около 46% планеты все еще выглядит так, как во времена Творения. Мы должны это сохранить», — говорит Сальгадо, побывавший в Москве.

В Фотобиеннале участвует  и Кандида Хёфер, знаменитая ученица великих немецких фотографов супругов Бехер, создательница масштабного каталога общественных пространств. Правда, недавняя серия Память не входит в число ее наиболее известных работ. Зато она снята именно про Россию: фото Петербурга и пригородов сделаны в 2015 году для Государственного Эрмитажа. Также с мастер-классом приезжает в Москву Карен Кнорр, чьи работы, квинтэссенция всего британского, хранятся в лондонской Тейт. А вот Энни Лейбовиц на этот раз к нам не приехала. Зато ее снимки для нового календаря Pirelli вызвали ажиотаж, хотя вся их скандальность как раз в их антиэпатажности. Ведь на фотографиях впервые не модели, а 13 наших знаменитых современниц: Наталья Водянова, Йоко Оно, Патти Смит, Серена Уильямс и другие, в одежде и без.

Японский блок включает в себя экспозицию работ конца XIX века и карточки экспериментатора и мэтра японской фотографии Осаму Сиихара, современника Ман Рэя и Александра Родченко. А наше время представляют фотограф-метафизик Хироси Сугимото и философ от фотографии Сунсуке Франсуа Наньо.

Нынешняя фотография вообще чрезвычайно многополярна, авторы из-за границ западного мира штурмуют все новые вершины. Турецкий фотограф Юсуф Севинчли уже знаком российскому зрителю, а вот работу с телом чилийской художницы и бывшей манекенщицы Клаудии Хьюдобро мы видим впервые. И здесь же рядом западный взгляд на Индию в серии Оливье Кюльманна.

Интересны и переклички с отечественным разнообразием имен и весей. Дореволюционная и советская классика: «народные типы» русского шотландца Уильяма Каррика, «уездный город Галич» начала века Михаила Смодора, фотография из путешествий Павла Третьякова и снимки Аркадия Шайхета дополнены сериями наших современниц Люции Ганиевой, Марии Ионовой-Грибиной, Яны Романовой и других. Отдельно стоит отметить авторов новокузнецкой школы Николая Бахарева, Владимира Воробьева и Владимира Соколаева и давно любимый проект Виталия Комара и Александра Меламида, сделанный «в соавторстве» с обезьянкой Микки.

Но и западная фотография, с желания познакомить с которой зрителей и начался когда-то Московский дом фотографии, хорошо представлена на Фотобиеннале-2016. Тревожная Америка Жан-Пьера Лаффона и воспетые Стивом Фитчем американские хайвеи соседствуют в программе с работами певца итальянской богемы Грациано Аричи, а снимки Неаполя XIX века из собрания Хорошиловых — с индустриальной немецкой фотографией, представленной ее классиком Хайном Горни.

Некоторые же проекты приехали прямиком с ведущих мировых фестивалей: например, очень смешные Частные объявления Тьерри Буэ были недавно показаны на международном фестивале «Фотографические встречи» во французском Арле.

Фотобиеннале-2016
Разные площадки

До 11 сентября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+